Летающий человек с крыльями, созданный Леонардо да Винчи, не случайно стал одним из знаковых образов международной выставки ИННОПРОМ-2021. Полет творческой мысли, гибкая реакция на быстрые перемены в потребительских запросах и производстве на основе цифровых технологий превратились в ключевые темы форума. А экологически чистая энергетика на базе водорода становится новым сектором отечественной экономики, способным компенсировать постепенное сокращение добычи и экспорта углеводородов.
В преддверии форума ИННОПРОМ-2021 в рамках его культурной программы в Екатеринбурге открылась выставка, посвященная творчеству Леонардо да Винчи — «универсального человека», чье имя сегодня является синонимом новаторского подхода не только к искусству, но и к науке и технологиям.
Креативность и гибкий подход к производству и потреблению сегодня стали особенно актуальны в условиях глобальной пандемии, которая во многом поменяла модели поведения покупателей и организацию выпуска промышленной продукции.
«Пандемия разрушила сложившиеся цепочки поставок промышленной продукции, сломала привычную структуру спроса на ключевых рынках, отразилась на темпах роста промышленности и объемах производства, — отметил премьер Михаил Мишустин в своем выступлении на форуме. — Во время таких кризисных ситуаций необходимо оперативно реагировать на изменения предпочтений потребителей, формировать продуктовую линейку под как можно более узкие группы покупателей».
Коронавирус, по словам главы правительства, подтолкнул к смене технологического уклада, придал ускорение процессам цифровизации. Целые сектора экономики уже прошли через полную трансформацию. Это банки, розничная торговля, медиа, телеком, городской транспорт. Следующий на очереди — промышленный сектор. В ближайшие годы необходимо сделать решающий шаг к полной автоматизации технологических процессов и производства, логистики, управленческих решений.
Правительство разработало, по оценке г-на Мишустина, эффективные меры государственной поддержки промышленных предприятий, которые ведут научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, занимаются внедрением цифровых технологий. Бизнес может получить компенсацию части затрат на научные исследования.
В ближайшие три года на такие цели в бюджете заложено более 25 млрд руб. Также есть хорошая возможность снизить затраты на работы в сфере промышленного интернета вещей через инструмент госсубсидий. На него зарезервировано порядка 5,5 млрд руб.
Технологической независимости промышленных компаний и научно-исследовательских организаций России в области суперкомпьютерного (математического) моделирования и инженерного анализа будет способствовать Соглашение о создании консорциума российских разработчиков систем CAD/CAЕ, подписание которого прошло во время форума.
Соглашение инициировано Госкорпорацией «Росатом», а его сторонами на старте проекта являются «Русатом — Цифровые решения», «Российский федеральный ядерный центр», «Инженерно-технический центр „ДЖЭТ“», а также коммерческие компании, в числе которых «Топ системы», «3В Сервис» и «Фидесис».
В рамках консорциума предполагается создание открытой платформы, на которой компании смогут размещать цифровые продукты классов систем CAD и САЕ для использования промышленными заказчиками. Прогнозируется, что платформенный подход позволит не менее чем на 80% «закрыть» российскими разработками линейку соответствующего ПО.
«У „Росатома“ традиционно сильны позиции в области математического моделирования, что связано с историей развития атомной отрасли, — напомнила директор по цифровизации госкорпорации Екатерина Солнцева. — Если же российские разработчики — большие и малые компании — объединят свои усилия, мы сможем почти полностью покрыть потребности отечественных предприятий в CAD- и САЕ-системах, а в будущем выйти на мировой рынок».
Цифровая трансформация может послужить весомым инструментом поддержки промышленного экспорта. «По статистике сегодня в России менее 1% предпринимателей занимается экспортом, — подчеркнул вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Максим Кобин. — Для сравнения: во многих странах, активно вовлеченных в международную торговлю, экспортируют 10—15% компаний».
В прошлом году РЭЦ запустил цифровую платформу «Мой экспорт». «Мы поставили для себя амбициозную задачу — фундаментально изменить отношения экспортера с государством и всеми ведомствами в рамках предоставления госуслуг для экспортеров», — рассказал г-н Кобин. По его словам, оцифровка первых сервисов уже позволила существенно сократить время предоставления услуг.
Одним из лейтмотивов форума ИННОПРОМ-2021 стала экологически чистая водородная энергетика. «В мире вырабатывается 80 млн т водорода. Вроде серьезная цифра, с другой стороны, весь объем расходится как горячие пирожки — под химию и нефтехимию, металлургию, — комментирует ситуацию замдиректора Трубной металлургической компании (ТМК) Константин Беляев. — В зеленом водороде, который получается методом электролиза, потребность в ближайшие годы будет составлять не более 5% — себестоимость производства слишком высокая. А вот голубой и бирюзовый водород, получаемый из природного газа с помощью парового реформинга и пиролиза, к 2030 г. может занять до 15—20% в энергетике. Мощности ТМК позволят закрыть и текущую, и перспективную потребность в новых трубах для этой отрасли».
Использование водорода в качестве основного источника энергии, по словам председателя совета директоров «Синара — Транспортные машины» (СНТ) Александра Мишарина, — один из приоритетных векторов развития железнодорожного и общественного транспорта. Разработка и создание эффективных водородных топливных элементов, которые впоследствии могут быть интегрированы в различные виды техники, становится первоочередной задачей СНТ. Речь идет о маневровых и магистральных локомотивах, а также о городском общественном транспорте (водоробусах).
«Мы ставим перед собой цель снизить углеродный след. До 2030 г. мы намерены сократить углеродную интенсивность на треть, — поделился планами глава „Газпром Нефти“ Александр Дюков. — Я уверен, что с разработкой новых технологий мы сможем эту планку поднять. У нас действует несколько акселераторов, которые разрабатывают решения для нашей компании по транспорту и мобильности. Сейчас добавили еще несколько акселераторов по направлению разведки и добычи, строительства и альтернативной энергетики. Стартапам мы даем возможность протестировать решения. Если видим, что есть креативный потенциал, то оказываем разные виды поддержки и выводим продукт на рынок».
(Также по форуму — на с. 19).