Процесс реформирования механизма расширенной ответственности производителей (РОП) продолжается уже почти шести лет, но государство и бизнес до сих пор не могут договориться. И это при том, что большинство пожеланий производителей учтены.
Одним из ключевых положений плана реформы РОП была отмена норматива утилизации, понижающего размер ответственности субъектов РОП (увеличение нормативов утилизации до 100%).
В 2020 г. была создана рабочая группа для разработки новой Концепции реформирования механизма расширенной ответственности производителей и импортеров потребительских товаров и упаковки по поручению президента России. Правительство, как и всегда, включило товаропроизводителей во все рабочие группы. Представители и отдельных компаний (Coca-Cola, PepsiCo и т.д.), и ассоциаций — РусПЭК, ЭкоШинСоюз, РАТЭК, РСПП и др. — высказывали свои предложения по устройству системы РОП. Принятая правительством в декабре 2020 г. Концепция была разработана с учетом их предложений. Российское экологическое движение также подготовило и направило в правительство свой план реформы РОП, положения которого нашли отражение в Концепции.
Таким образом, реформирование вступило в законотворческую фазу. Правительство подготовило законопроект1 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об отходах производства и потребления“ и статью 8 Федерального закона „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“» (опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов).
Однако товаропроизводители стали высказываться против него. Это очень похоже на затягивание процесса реформирования, так как проект, так же как и Концепция, учитывает все ключевые предложения бизнеса.
Суперреестр — долой «зайцев»
Товаропроизводители ссылались в своих предложениях на европейский опыт РОП и предлагали жестче наказывать безбилетных «зайцев» — недобросовестных производителей, которые не желают скидываться на уборку за собой.
По словам Любови Меланевской, директора ассоциации РусПЭК2, «наиболее эффективным решением проблемы утилизации упаковки является выведение в прозрачное поле регулирования производителей и импортеров, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей. Причем сделать это нужно на законодательном уровне, усиливая администрирование системы РОП, таким образом, значительно повысив процент перерабатываемых в России отходов».
Пожелания РусПЭК были учтены в законопроекте. В пункте 16 ст. 24.2 проекта указано, что отчетными периодами являются первое и второе полугодия календарного года. Но административные гайки в данном случае следует закрутить сильнее: стоит взять налоговую отчетность за образец и отчитываться раз в квартал. Тогда появится возможность своевременно выявлять так называемых «зайцев».
РусПЭК также неоднократно упоминал цифровой «суперреестр», который реализован в Германии, в качестве примера организации учета товаров. В ассоциации предлагали внедрить в России аналог такого «суперреестра» по упаковке, где будут учтены все производители. Таким образом, будет действовать принцип — «нет в реестре — нет на рынке»3.
Законопроект в ст. 24.2 как раз говорит о создании государственной информационной системы учета отходов от использования товаров.
В пункте 5 ст. 24.3 законопроекта указано: «Система должна содержать, в том числе, следующие реестры: реестр производителей товаров, импортеров товаров; реестр товаров, упаковки товаров; реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров; реестр недобросовестных лиц, осуществляющих обращение с отходами от использования товаров». То есть предложения РусПЭК по администрированию системы РОП в полной мере воплотились в законопроекте.
Бизнес ответит за всю упаковку
В соответствии со ст. 8а Рамочной директивы об отходах ЕС 2008/98/EC4 все государства — члены ЕС к 2023 г. должны обеспечить полное покрытие расходов на обращение со 100% отходов, входящих в систему РОП, которые производитель выпускает на рынок. РусПЭК опять же предложил взять за образец европейский опыт, но в ускоренном режиме. Но это и значит, что если ты выпустил 100 бутылок напитка, то и отвечаешь за обращение с отходами от этих 100 бутылок, а не как сейчас в России — всего за 25.
Правительство решило не ждать 25—30 лет и предусмотрело ответственность за весь объем упаковки — 100%, как в Европе, в п. 2 ст. 24.2 законопроекта в точном соответствии с Концепцией РОП.
Сами и произвели, и переработали
Товаропроизводители неоднократно высказывались о необходимости сохранить возможность самостоятельной утилизации.
В пункте 8 ст. 24.2 законопроекта закреплены соответствующие способы исполнения РОП: «Производители товаров, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно путем создания собственной инфраструктуры по сбору, накоплению, обработке и утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющим деятельность по утилизации отходов от использования товаров, и включенным в реестр лиц, осуществляющих деятельность по обращению с отходами от использования товаров».
Вторсырье — основа циклической экономики
Представители Coca-Cola и РАТЭК неоднократно высказывались о создании экономических стимулов для использования вторичного сырья, поскольку без них есть вероятность, что даже отсортированное вторсырье может остаться невостребованным.
Это также учтено — в п. 21 ст. 24.2 законопроекта установлено, что «требования по приобретению товаров, в том числе упаковки, произведенных с применением вторичного сырья, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, обязанности закупки определенного объема товаров, произведенных с использованием вторичных материальных ресурсов, требований к экологическим характеристикам при осуществлении закупки отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Аналогичные положения о государственных и муниципальных закупках имеются в европейском законодательстве. Предложенные изменения помогут существенно увеличить спрос на продукцию, изготовленную из вторичного сырья, как того и добивались товаропроизводители.
Нет переносу ответственности на производителей упаковки
Правительством рассматривался вопрос полного освобождения от ответственности бизнеса за используемую упаковку с ее переносом непосредственно на производителей упаковки, как это сделано в Республике Беларусь. Там за счет этого увеличили уровень рециклинга коммунальных отходов с 10% в 2012 г. до 25% в 2020 г., приблизившись к высоким общемировым стандартам.
Инициатива по переносу ответственности была предложена для рассмотрения группой депутатов еще в конце 2020 г. (законопроект № 869136-75). Но ассоциации и в этом вопросе заняли противоположную позицию. По мнению некоторых из них, перенос ответственности на производителей упаковки будет способствовать росту стоимости некоторых товаров, в частности минеральной воды — на треть6.
Товаропроизводители в ходе дискуссии заявили, что не допустят повышения стоимости товаров благодаря тому, что растворят платеж в систему РОП в себестоимости товаров и не будут переносить эти затраты на стоимость товаров, как это сделали бы производители упаковки. При этом очевидно, что интересы акционеров компаний учтены не были, так как это означает потерю прибыльности компаний. По мнению отдельных представителей бизнес-объединений, ответственность за утилизацию упаковки должна быть реализована именно производителями товаров, которые являются заказчиками упаковки и влияют на ее характеристики, в том числе в пользу экологичности. В результате ассоциации настояли на том, чтобы все производители товаров в упаковке остались субъектами регулирования. Что и было зафиксировано в Концепции.
Однако товаропроизводители опять заговорили о подорожании товаров7. То есть сначала товаропроизводители просят государство не переносить с них ответственность, иначе все подорожает, государство слушает их, а в итоге, по словам товаропроизводителей, все равно все точно так же подорожает. Очевидно, что такие заявления должны проверяться ответственными органами власти.
В мире — одно, а в России почему-то…
Буквально на днях полторы сотни предприятий и организаций активно призвали повсеместно внедрять системы РОП для упаковки. Под заявлением, опубликованным Фондом Эллен Макартур, поставили подпись такие компании, как The Coca-Cola Company, PepsiCo, Danone, Mars, Nestlé, Ferrero, Henkel, L’Oréal, Reckitt, Schwarz Group, Tetra Pak, Unilever, Beiersdorf.
В этом заявлении говорится, что без системы РОП сбор и переработка упаковки вряд ли будут существенно масштабированы и десятки миллионов тонн упаковки будут по-прежнему попадать в окружающую среду каждый год.
Для того чтобы решить кризис, связанный с отходами и загрязнением от упаковки, предлагается ввести ряд нововведений. В частности, отказаться от упаковки, в которой нет необходимости; использовать многоразовую, перерабатываемую или компостируемую упаковку; возвращать всю используемую упаковку в экономику, оставляя ее вне окружающей среды.
Подписавшиеся организации готовы взять на себя ряд обязательств. Среди них — оказание поддержки в разработке механизмов внедрения и постоянного улучшения систем РОП в регионах.
И тем не менее, несмотря на признание необходимости внедрения РОП во всем мире, эти компании, в лице РусПЭК, почему-то сопротивляются данному процессу в России.
Почему товаропроизводители не довольны законопроектом даже после бесконечных переговоров с ними? Очевидно, что товаропроизводителям не хотелось бы нести ответственность за упаковку, однако реформу РОП затягивать больше не получится. По поручению президента России правительство до 1 января 2022 г. должно обеспечить внедрение на территории Российской Федерации системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки за их утилизацию8.
1 https://regulation.gov.ru/.projects#npa=116740.
2 http://ecopress.center/page7264174.
3 https://www.rbc.ru/newspaper/2020/12/14/5fd22e0d9a7947ce49c6d1b9.
4 https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX%3A02008L0098-20180705.