Количество юридических лиц, прекративших свою деятельность в 2020 г., составило, по данным «СПАРК-Интерфакс», 533 тыс., при этом число вновь открытых организаций оказалось в два раза меньше — 225 тыс. Более половины ликвидированных предприятий относятся к оптовой и розничной торговле, строительству зданий и проведению специализированных строительных работ, операциям с недвижимым имуществом. Положительная динамика наблюдалась в добыче металлических руд и предоставлении социальных услуг. Тренд на уход из экономики юрлиц наметился еще в 2016 г.
Доля ушедших за последний год с рынка юридических лиц составила 18% от общего числа действующих в тот период, тогда как доля созданных не достигла и 8%.
Положительная динамика в 2020 г. зафиксирована только в двух из 75 анализируемых видов деятельности: добыче металлических руд (+0,3 тыс.) и предоставлении социальных услуг, в том числе престарелым и инвалидам (+0,25 тыс.).
Более половины ликвидированных в прошлом году организаций относятся к пяти отраслям: оптовой (–100,5 тыс.) и розничной (–29,6 тыс.) торговле, строительству зданий (–22,4 тыс.) и проведению специализированных строительных работ (–151 тыс.), операциям с недвижимым имуществом (–13,1 тыс.).
Вместе с тем тренд на сокращение числа организаций в стране возник не в 2020 г., а наблюдается по меньшей мере с 2016 г. На протяжении всего этого пятилетнего периода из года в год падает количество новых юрлиц. Пик «ликвидации» пришелся на 2016 г., а вторым по этому показателю стал 2019 г. Темпы убыли числа организаций в год прихода эпидемии даже замедлились, что в том числе было обеспечено введением моратория на банкротство.
Таким образом, пандемия не создала, а обострила экономический спад, который начался в России несколько лет назад.
Эксперты Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ ежегодно рассчитывают Индекс предпринимательской активности (ИПА), под которым понимается отношение разности числа созданных и ликвидированных организаций к количеству действующих в настоящее время юрлиц в отрасли. Индекс предпринимательской активности в промышленности (раздел С «Обрабатывающие производства») за время коронакризиса по сравнению с прошлыми периодами снизился незначительно (–2,3%).
Весьма успешно первый год пандемии прошли интеллектуальные услуги (финансовые услуги и образование), а также базовые жизнеобеспечивающие отрасли: сельское хозяйство, добыча природных ресурсов, энергетика.
Среди худших секторов, напротив, оказались те, чья деятельность могла быть приостановлена или оказалась менее востребованной в условиях локдауна: некоторые административные функции (подбор персонала), туризм и бытовые услуги (ремонт компьютеров и других предметов личного потребления, стирка и химчистка, парикмахерские и салоны красоты), строительство и услуги по транспортировке, общественному питанию.
В региональном разрезе наибольшая убыль организаций в 2020 г. зафиксирована в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Самарской и Свердловской областях. На эти пять субъектов РФ приходятся свыше 56% ликвидированных организаций в России. Рост числа юрлиц в 2020 г. наблюдался лишь в Республике Бурятии и Чукотском АО.
Индекс предпринимательской активности в 2020 г. ухудшился относительно предшествующей пятилетки в 64 регионах. Наиболее уязвимы к влиянию пандемии оказались экономики Кабардино-Балкарской Республики, Тульской области, Карачаево-Черкесской Республики, Санкт-Петербурга и Псковской области.
Улучшился индекс предпринимательской активности в прошлом году в 21 субъекте РФ. Этот перечень возглавляют Республики Калмыкия, Алтай, Бурятия, области Мурманская, Томская, Орловская и Чукотский автономный округ.
«По всей вероятности, на стойкость экономик регионов повлиял не столько „исторический багаж“, сколько конкретные антикризисные действия региональных властей», — комментирует ситуацию директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ВШЭ Евгений Куценко.