Доходы федерального бюджета за январь — июнь нынешнего года на фоне роста цен на нефть и увеличения деловой активности составили 11,3 трлн руб. В то же время его расходы в условиях снижения затрат на здравоохранение, социальную политику и межбюджетные трансферты равнялись 10,6 трлн руб., что позволило получить профицит в размере 625,9 млрд руб. С профицитом были исполнены и региональные бюджеты — 442 млрд руб. Теперь Минфин напоминает о необходимости соблюдения бюджетной дисциплины, а эксперты и граждане надеются на увеличение расходов на медицину, социальные задачи и регионы.
В 1-м полугодии 2021 г. доходы федерального бюджета (год к году) заметно увеличились как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП. «Выросли как нефтегазовые, так и ненефтегазовые доходы, — отмечает аналитик Центра развития ВШЭ Андрей Чернявский. — В январе — июне 2021 г. средняя цена на нефть марки Urals составила 63,5 долл. за баррель, год назад аналогичный показатель был ниже 40 долл. за баррель. Рост мировых цен на нефть стал основным фактором увеличения нефтегазовых доходов федерального бюджета на 42%».
Другим важным фактором этого роста стало изменение обменного курса рубля к доллару с 69,13 руб./долл. за 1-е полугодие 2020 г. до 74,27 руб./долл. в текущем году.
К числу факторов, повлиявших на нефтегазовые доходы в негативном направлении, можно отнести сокращение добычи и экспорта нефти в физическом выражении. По оперативным данным ЦДУ ТЭК, экспорт нефти в 1-м полугодии 2021 г. сократился год к году на 10,4%.
Поступления в федеральный бюджет ненефтегазовых доходов в январе — июне 2021 г. выросли год к году более скромно — на 16%. Основным драйвером такого роста стало увеличение поступлений внутреннего НДС на 27% и НДС на ввозимые товары на 38%. Рост «ввозного» НДС связан, прежде всего, с быстрым увеличением импорта. По оценке ЦБ РФ, товарный импорт в 1-м полугодии 2021 г. увеличился год к году на 28%.
На внутренний НДС оказал влияние рост ВВП в номинальном выражении в I квартале 2021 г. в годовом выражении на 8%. Высокая инфляция и увеличившиеся объемы продаж также стали факторами увеличения поступлений НДС. А низкие объемы экспорта в прошлом году обусловили сравнительно невысокие объемы возврата НДС в 2021 г.
Расходы федерального бюджета в 1-м полугодии 2021 г. равнялись 10,6 трлн руб., в номинальном выражении их прирост в годовом измерении составил 7,3%, при этом доля расходов в ВВП сократилась с 20,5% в прошлом году до 18,7% в нынешнем.
По сравнению с январем — июнем 2020 г. заметно изменилась структура расходов. Можно отметить сокращение расходов, непосредственно связанных с пандемией коронавируса, хотя эпидемиологическая ситуация с заболеванием, по крайней мере, не улучшилась по сравнению с 2020 г.
Так, сократились расходы на здравоохранение (на 12,5%), на социальную политику (на 4,6%), на межбюджетные трансферты (на 31%).
Возросли расходы на общегосударственные вопросы (на 18%), на национальную экономику (на 44%, что, очевидно, связано с реализацией национальных проектов), на образование (на 20%), на обслуживание долга (на 45%) и по ряду других направлений.
Профицит федерального бюджета за 1-е полугодие 2021 г. составил 625,9 млрд руб.
Региональные бюджеты в плюсе
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ в январе — июне, по оценке Минфина, демонстрирует положительную динамику темпов роста доходов и расходов, что влияет на увеличение поступления «собственных» доходов регионов.
Так, прирост доходов год к году составил 18%, общий объем поступлений — 7,5 трлн руб. Поступление налоговых и неналоговых доходов увеличилось на 24%, составив 6 трлн руб. (прирост в 82 регионах, снижение — в трех субъектах РФ).
При этом увеличились поступления в сравнении с аналогичным периодом «доковидного» 2019 г.: прирост доходов составил 21%, налоговых и неналоговых доходов — 15%.
Возросло также поступление основных бюджетообразующих налогов — налога на прибыль организаций — на 31% (2,03 трлн руб.), НДФЛ — на 18% (2,09 трлн руб.).
Финансовая поддержка из федерального бюджета стала ниже на 0,7% по сравнению с уровнем 2020 г. (1,38 трлн руб., или 18% доходов) в связи с тем, что в январе — июне прошлого года, по оценке Минфина, уже оказывалась значительная поддержка регионам в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции.
Увеличение доходов позволило обеспечить рост расходов на 8%. Общий объем профинансированных расходов составил 7 трлн руб. (снижение затрат бюджета отмечается в семи регионах, а увеличение — в 78 субъектах РФ), что свидетельствует о взвешенной бюджетной политике регионов.
В целом консолидированные бюджеты в январе — июне 2021 г. исполнены с профицитом 442 млрд руб. (в аналогичном периоде 2020 г. был дефицит 214 млрд руб.).
Улучшаются показатели государственного долга регионов и муниципального долга, которые по состоянию на 1 июля снизились с начала года на 22 млрд руб., или на 1%, при этом муниципальный долг сократился на 9%, или на 36 млрд руб.
Профицит позволяет немного увеличить расходы
В сегодняшних условиях нельзя допускать ослабления финансовой дисциплины, считает глава Минфина Антон Силуанов. Так, при планировании бюджетов на 2022—2024 гг. регионам необходимо сдерживать рост долга, не допускать образования просроченной кредиторской задолженности и исполнять принятые бюджетные обязательства.
«Пандемия и вызванные ею ограничения внесли серьезные коррективы в работу, — подчеркнул на днях г-н Силуанов на семинаре-совещании на тему „Основные подходы к формированию бюджетной политики и межбюджетных отношений в Российской Федерации в 2022—2024 гг.“. — Ранее правительством были приняты меры по „смягчению“ обязательств регионов и исключению мер ответственности. Однако важно понимать, что постоянное освобождение от финансовой ответственности может привести к снижению бюджетной дисциплины и рискам увеличения долга регионов».
Более оптимистично оценивают ситуацию, сложившуюся в бюджетной системе, независимые эксперты. «В сложившихся, весьма благоприятных для формирования доходов бюджета условиях Минфин России имеет большие возможности для финансового маневра, — полагает А. Чернявский. — Речь может идти, например, о сокращении плана по заимствованиям в 2021 г., соответственно, о более медленном наращивании государственного долга и финансировании расходов за счет остатков средств на счетах. В случае сохранения нынешней конъюнктуры возможен также пересмотр закона о бюджете в сторону увеличения бюджетных расходов. В нынешней ситуации напрашивается увеличение расходов на здравоохранение, социальную политику и межбюджетные трансферты».