В среду, 21 июля, власти США и Германии объявили о заключении сделки по газопроводу. У Украины и России есть вопросы по сути соглашения, но Украина и Россия не приглашались для выработки документа. Аналитики оценивают новость позитивно — снята неопределенность для будущего проекта, сведен на нет риск неиспользования газопровода из-за санкций.
Заключение сделки — победа канцлера Ангелы Меркель накануне ее скорого ухода из большой политики. Ей удалось убедить США не душить весьма выгодный для Германии проект. Американцы сказали, что сохраняют негативное отношение к газопроводу, который дает в руки Москвы «орудие энергетического давления». Поэтому президент Джо Байден говорит, что не исключает возможность санкций в будущем.
Договорились, что санкций против газопровода ни до, ни после его ввода в строй не будет, но только при выполнении Россией определенных условий. Главное, чтобы «Газпром» продолжал прокачку газа через Украину (соглашение, продленное с «Газпромом» в конце 2019 г., действует пока до 2024 г. и обеспечивает Украине поступления платежей за транзит в размере примерно 3 млрд долл. в год). Берлин обещает проследить, чтобы эта сумма не уменьшалась.
Еще США и ФРГ договорились совместно инвестировать 50 млн долл. в проекты хайтека и «зеленой энергетики» на Украине.
Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам международного рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко позитивно оценивает сделку.
«Уже введенные американские санкции, возможно, не помешали бы завершению строительства, но над проектом дамокловым мечом висел риск новых санкций, в том числе делающих невозможным использование трубопровода. Теперь этот риск сведен на нет», — говорит Д. Маринченко.
Он добавляет, что нет ясности в том, на каких условиях может быть перезаключен транзитный контракт между Россией и Украиной. Но речь может идти о минимальных объемах в 30—40 млрд кубометров в год.
Д. Маринченко добавляет, что потребность в украинском маршруте также может быть обусловлена ограничениями по использованию трубопроводов OPAL и потенциально EUGAL, которые являются продолжениями «Северного потока» и «Северного потока — 2».
Другие аналитики обращают внимание на то, что на фоне сохранения транзита через Украину возникают проблемы с заполняемостью СП-2. Недавно Европейский суд общей юрисдикции оставил в силе ограничение по доступу к мощностям сухопутного отвода от «Северного потока» — Opal, который ведет через Германию в Чехию, соединяя СП-2 с газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. «Газпром», по решению суда, сможет использовать Opal лишь наполовину. Это предписано Третьим энергопакетом законодательства Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков, принятым еще в 2009 г. Ключевым моментом данного пакета является ограничение монополии поставщиков газа и электричества. Поэтому половина газопровода Opal должна быть зарезервирована для «альтернативных поставщиков».
Конечно, украинский «Нафтогаз» уже предложил свои услуги. И речь идет о газе, поставляемом через Украину и Словакию. Все это будет оказывать сдерживающее влияние на заполняемость СП-2 и на его окупаемость.