Производство парниковых газов следует рассматривать как финансовый долг перед госбюджетом, возникший у тех предприятий, которые проводят их выбросы в атмосферу, считает международная группа исследователей, в которую входят ученые ВШЭ. При таком подходе компаниям выгоднее начать бороться с вредными последствиями своей работы уже сейчас, не откладывая внедрение экологических технологий на будущее.
Парижское соглашение по климату предусматривает достижение нулевых выбросов углерода к 2050 г. Европейский союз, США и Великобритания взяли на себя обязательство обеспечить нулевые суммарные выбросы углерода к 2050 г. с целью ограничить глобальное потепление до 1,5 градуса Цельсия в этом столетии.
Термин «суммарный нулевой выброс» означает не просто сокращение производства парниковых газов, но также их удаление из атмосферы при помощи естественных и искусственных поглотителей. Пока на практике не существует эффективных технологий удаления CO2 из атмосферы, но для достижения поставленных на 2050 г. целей такие технологии будут необходимы.
Важная деталь: в докладе ООН «Climate Commitments Not On Track to Meet Paris Agreement Goals» от 21 февраля 2021 г. подчеркивается, что в сложившихся условиях международное сообщество не в состоянии выполнить свои обещания. Так называемый мировой углеродный бюджет — оставшееся количество оксида углерода CO2, которое можно выбросить в атмосферу, — исчерпается в течение следующего десятилетия. Между тем количество экстремальных погодных явлений увеличивается, и появляется все больше свидетельств того, что последствия даже ограниченного глобального потепления могут оказаться катастрофическими.
Для реализации высокой цели — чистой отрицательной углеродной экономики — в ряде стран производственные компании, сопряженные с выбросами углерода в атмосферу, сейчас облагаются налогами, которые могут быть частично сохранены и переданы будущим поколениям для оплаты удаления углекислого газа. Однако на практике сложно провести объективную оценку того, достаточно ли будет собранных налогов для будущего очищения атмосферы. Поэтому международная группа исследователей, в состав которой вошли эксперты ВШЭ, предложила новый механизм регулирования выбросов парниковых газов в атмосферу, основанный на инструментах финансового рынка. Он предусматривает рассмотрение генерации парниковых газов как формирование финансового долга перед госбюджетом. Если производство выбрасывает в атмосферу CO2, то его «удаление» из атмосферы становится долгом, получившим название «обязательство по удалению углерода». До тех пор, пока долг не погашен, с производственного предприятия взимается плата (проценты).
Полученные таким образом деньги идут на покрытие рисков, связанных с невыполнением обязательств по удалению углерода и климатическими катастрофами. Ведь каждое заимствование — это все больший отход от углеродных бюджетов, которые обеспечивают повышение температуры на планете не более чем на 1,5 или 2 градуса Цельсия.
Производственные компании, загрязняющие атмосферу выбросами парниковых газов, в каждый период времени могут решать, какую часть выбросов CO2 компенсировать сейчас и какой углеродный долг оставить для выплаты в будущем. Предприятия по-прежнему несут ответственность за сроки и реализацию чистых отрицательных выбросов и, следовательно, могут балансировать нынешнее и будущее сокращение выбросов на основе личных ожиданий, например, в отношении потенциального технологического прорыва.
Предложенный финансовый подход к углеродному долгу может создать условия для надежной системы смягчения последствий изменения климата. Он позволяет более быстрое и при этом плавное внедрение методов удаления углерода из атмосферы.
«Мы не можем уповать лишь на быстрое развитие технологий удаления углерода, поскольку экологическая катастрофа может наступить раньше рассчитанных учеными сроков, — считает аналитик „Вышки“ Артем Бакланов. — Поэтому нынешнее поколение может внести гораздо более весомый вклад в борьбу с глобальным потеплением, не перекладывая ответственность на своих детей, внуков и правнуков — но только если оно начнет платить по своим долгам уже сейчас».
Данный подход, по словам г-на Бакланова, позволяет трансформировать рынок торговли квотами в некоторый аналог финансового рынка. Он дает возможность ослабить конфликт между экономическим ростом и тающим углеродным бюджетом, покрыть риски будущих поколений от возможных климатических последствий, а также сделать развертывание инфраструктуры удаления углекислого газа из атмосферы более реалистичным и экономически оправданным.