Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проводит внеплановые проверки на топливном рынке. Причина — рост биржевых цен. Чтобы остановить повышение, Минэнерго предложило запретить экспорт бензина на три месяца или более. «ЭЖ» узнала у экспертов, почему растут биржевые цены и что будет с потребительскими ценами на топливо.
О том, что ФАС проводит проверки на топливном рынке, стало известно из сообщения пресс-службы ведомства 23 июля. Тогда антимонопольщики запросили у нефтяных компаний информацию об объемах реализуемых нефтепродуктов.
При этом в ведомстве уточнили, что нефтяные компании должны предоставить сводные данные об объемах производства, реализации нефтепродуктов на внутренний рынок и на экспорт в период с 1 января по 23 июля текущего года.
Запросы направлены в ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «Газпром», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Сургутнефтегаз», АО «ННК», ПАО «Газпром нефть», АО «ТАИФ-НК», АО «ФортеИнвест», ПАО «Татнефть», ООО «Газпром активы СПГ», ООО «Сокар Энергоресурс».
Ранее ФАС сообщила, что назначила более 1 млрд руб. штрафа нефтетрейдерам за картель на биржевых торгах нефтепродуктами. Административные штрафы наложены на АО «Солид-товарные рынки» и ООО «А-ОЙЛ», которые признаны виновными в заключении картельного соглашения в 2018 г. Каждая компания должна заплатить более 509 млн руб.
По мнению антимонопольной службы, в результате действий трейдеров цены на нефтепродукты на бирже были завышены. Так как биржа носит для рынка нефтепродуктов индикативный характер, то это могло привести к общему повышению цен на топливо, сделали вывод в ведомстве.
Экспорт подпадет под запрет
30 июля министр энергетики РФ Николай Шульгинов заявил, что Минэнерго России обратилось в Правительство РФ с предложением выпустить поручение о запуске в ускоренном порядке процедуры запрета экспорта бензина. Ранее он говорил, что текущий рост биржевых оптовых цен на бензин не окажет значительного влияния на динамику розничной цены на заправках для конечного потребителя.
«Для сдерживания роста цен в настоящий момент действует системная мера „демпфирующий механизм“, благодаря корректировке которой крупные производители топлива получают повышенные выплаты для сдерживания цен на внутреннем рынке топлива. При реализации бензинов на внутреннем рынке крупнейшие поставщики топлив в своей ценовой политике придерживаются подхода непревышения уровня инфляции», — отметил министр. Он подчеркнул, что после завершения плановых ремонтов на НПЗ к концу июля рост объемов производства бензина будет способствовать стабилизации биржевых цен.
В случае сохранения биржевых цен на рекордных уровнях в министерстве пообещали запустить процесс запрета на экспорт бензина, а также рассмотреть вопрос о подписании соглашений с нефтяными компаниями, регламентирующими объемы и уровни цен в оптовом звене, и увеличении биржевых нормативов до 15%.
По словам Евгения Венгеровского, директора по развитию цифровой платформы гражданских законодательных инициатив «Инициатор», что было причиной повышения цен, станет известно после проверки ФАС реестров сделок по автобензину, авиационному керосину и дизелю. Повлиять на повышение цен, по мнению эксперта, в первую очередь могла пандемия.
Ведь в кризисный 2020 г. цена на нефть опускалась ниже минус 2 долл. за баррель. Сейчас же на фоне снятия локдаунов, конечно, резкого экономического всплеска нет, но интерес к топливу вырос существенно.
«Следующей причиной является инфляция, во II квартале 2021 г. зафиксированы инфляционные максимумы за пять-шесть лет, и, кстати, если бы не применялся Минэнерго демпферный механизм сдерживания цен, стоимость топлива была бы еще выше», — отметил Е. Венгеровский. Кроме этого, абсолютно объективной причиной роста цен является повышение топливного акциза.
Глобального роста цен на топливо в России удалось избежать и за счет подписанных соглашений Правительства РФ с нефтяными компаниями, «заморозивших», таким образом, розничные цены. «Однако такой нерыночный механизм не сможет обеспечить нормальное функционирование топливного рынка, а лишь на определенный период обеспечит мнимую стабильность», — подчеркнул Е. Венгеровский.
Михаил Колесников, основатель Benza-Пензаспецавтомаш, производителя автоматизированных мини-АЗС и колонок, сообщил «ЭЖ», что в первую очередь рост оптовых цен на топливо связан с увеличением цен на нефть. Они сделали довольно быстрый скачок, и размера демпфера не хватило для компенсации разницы в росте. Поэтому оптовая цена опять выросла.
«Демпферный механизм, который сейчас действует, требует тонкой настройки, невозможно все предусмотреть и застраховаться от быстрого роста цен. Поэтому его уже корректировали и, скорее всего, еще будут», — отметил в разговоре с «ЭЖ» М. Колесников. По его словам, на потребительском рынке бензина колебания оптовых цен не отражаются, так же как и другие факторы.
В России цена на бензин привязана только к инфляции, которая составила в 1-м полугодии 6,5%. При ее ускорении ничто не помешает ретейлерам повышать цену на бензин быстрее, уверены участники рынка.
По мнению Дмитрия Парфенова, руководителя департамента продаж компании «Идемитсу Лубрикантс Рус», подорожание бензина в России обусловлено влиянием сразу нескольких факторов. Во-первых, мировые цены на нефть стремятся вверх, и уже маркерный сорт Brent приблизился к 75 долл. за баррель. Во-вторых, произошла активизация спроса на бензин, вызванная как расширением грузовых перевозок автомобильным транспортом, так и летним сезоном отпусков, когда многие россияне отправляются к местам отдыха.
В-третьих, были остановлены на ремонт ряд нефтеперерабатывающих заводов, что привело к снижению отгрузок бензина на внутренний рынок. «И, в-четвертых, нельзя сбрасывать со счетов, что отдельные трейдеры, оперирующие на рынке нефтепродуктов, решили „поиграть“ на повышение цен — недаром ФАС начала их внеплановые проверки на основе мониторинга биржевых индикаторов», — подытожил Д. Парфенов.
Он обратил внимание, что, как следствие, розничные цены на бензин идут вверх и сейчас марка АИ-92 в среднем по России стоит почти 45,8 руб. за литр, АИ-95 — 50,68 руб. Д. Парфенов считает, что их повышение может продлиться еще две-три недели, пока не закончатся ремонтные работы на нефтеперерабатывающих предприятиях и они не возобновят поставки бензина на автозаправки.
Госрегулирование дает лишь временный эффект
Комментируя инициативу Минэнерго России запретить экспорт бензина, председатель партии «Справедливая Россия — За правду» Сергей Миронов обратил внимание на то, что российские экспортные пошлины на бензин в три раза ниже, чем на сырую нефть. «Учитывая, что внешняя цена на АИ-95 примерно на 20% выше, чем внутренняя, нефтяным компаниям крайне выгодно гнать топливо за рубеж, а не продавать его в России», — заявил парламентарий.
По его словам, государство теперь кидается в другую крайность. «Понятно, что подобный запрет — мера временная. На какой-то период цены удастся сдержать, и чиновники получат приемлемую статистику для отчета. Но после отмены запрета сырьевые магнаты постараются наверстать упущенное, и цены рванут вверх с новой силой», — предупредил депутат.
Он подчеркнул, что для стабилизации цен на бензин необходимо в разы увеличить экспортные пошлины и заморозить изменение ставок топливных акцизов. Акцизы на бензин и дизтопливо повышаются ежегодно. С 2014 г. они выросли почти в три раза.
К сведению
Россия на шестнадцатом месте по доступности бензина
По заказу РИА «Новости» эксперты РИА «Рейтинг» подготовили очередной рейтинг стран Европы по доступности бензина для населения. Наибольшее количество топлива на свои среднемесячные зарплаты имеют возможность приобрести граждане Люксембурга, наименьшее — жители Украины. Россия расположилась на шестнадцатом месте.
Лидером рейтинга стал Люксембург. Жители этой страны могут приобрести на свои средние зарплаты около 2,6 тыс. л бензина. Цены на топливо в этой стране относительно невысокие, а зарплаты при этом — одни из самых больших в Европе. Второе место заняла Норвегия с 2,4 тыс. л. В первую пятерку рейтинга входят также Австрия, Великобритания и Ирландия. Жители этих стран могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты более 1,9 тыс. л бензина.
Россия заняла в рейтинге шестнадцатое место, между Италией и Казахстаном. Жители нашей страны могут приобрести на свои среднемесячные зарплаты около тысячи литров 95-го бензина. Россия опережает по доступности бензина многие страны Восточной Европы, а также соседние Казахстан, Украину и Белоруссию.
Последнее место в рейтинге по доступности бензина для населения занимает Украина. Граждане этой страны имеют возможность приобрести лишь 380 л топлива, что почти в семь раз меньше лидирующего Люксембурга и в 2,6 раза меньше, чем в России. Бензин в Украине один из самых дешевых в Европе, однако низкий уровень зарплат не позволяет ему быть доступным для населения. Кроме Украины аутсайдерами рейтинга являются Румыния, Словакия, Белоруссия и Болгария.