Глобальная экономика вырастет на 1,8% в нынешнем квартале, несмотря на быстрое распространение штамма «Дельта» и высокой инфляции, обещает агентство Bloomberg. Существенно повысился консенсус-прогноз отечественной экономики, сделанный экспертами Центра развития «Вышки» в начале августа на основе опроса российских и зарубежных экспертов. Они ожидают увеличения ВВП по итогам нынешнего года на 4%, что значительно выше показателя апрельского прогноза (3,1%).
Статистические данные за II квартал текущего года успокоили экономистов и инвесторов, отмечает Bloomberg Economics. Невзирая на новую атаку COVID-19 и связанные с ней риски падения спроса и роста цен, аналитики агентства надеются на быстрый экономический рост — примерно на 1,8% год к году в III квартале. Одним из признаков его продолжения является стабилизация инфляции в США, которая, достигнув пика, начала снижаться.
Вместе с тем эксперты Bloomberg Economic подчеркивают, что восстановление мировой экономики идет неравномерно. Китай быстро преодолел последствия пандемии и первым обеспечил существенные темпы экономического роста. А Соединенные Штаты реализовали масштабные программы государственной поддержки экономики. В результате два лидера глобальной экономики сумели увеличить размеры производства и оказания услуг до уровня 2019 г. и стали локомотивами общемирового восстановления после кризиса.
Европейский союз и Великобритания, в свою очередь, наращивают сейчас экономическую активность, что позволит им постепенно преодолевать негативные последствия пандемии. В то же время Япония до сих пор не справилась с массовым распространением коронавируса, довольно медленно проводит вакцинацию, что обусловило продолжение кризисных явлений в экономике страны.
Оптимистичный прогноз Bloomberg Economic подтверждает динамика индексов PMI в начале III квартала.
Деловая активность в еврозоне в середине лета росла самыми быстрыми темпами за 21 год, поскольку экономика продолжала восстанавливаться после снятия части ограничений, связанных с COVID-19. Композитный PMI еврозоны существенно превысил границу благоприятного климата и вышел на отметку 60,6 балла, что стало наиболее высоким показателем с июля 2000 г.
Опрос IHS Markit зафиксировал увеличение объемов производства, причем наращивание размеров выпуска продолжалось тринадцатый месяц подряд.
Вместе с тем предприятия сообщили о дальнейшем увеличении спроса, что является хорошей предпосылкой для сохранения сильного роста деловой активности в августе.
Сезонно скорректированный композитный индекс PMI США в июле равнялся 59,7 балла. Обрабатывающий сектор показал ускорение темпов роста объемов производства, при этом сервисные компании отмечали снижение динамики деловой активности на фоне нехватки рабочей силы.
Августовский консенсус-прогноз развития российской экономики, сделанный Центром развития ВШЭ на основе опроса 28 отечественных и иностранных экспертов, также оказался выше предыдущих значений. По сравнению с исследованием, которое проводилось в конце апреля 2021 г., годовые темпы прироста ВВП в текущем году увеличились с 3,1 до 4%.
«Очевидной причиной такого пересмотра стало заметно более быстрое, нежели ожидалось, восстановление российской экономики после глубокого спада, вызванного частичным локдауном в апреле — мае прошлого года, — комментирует ситуацию эксперт ЦР Сергей Смирнов. — Однако стоит обратить внимание, что оптимизм экспертов фактически ограничен текущим годом (ну, может, еще 2022-м, в котором прогноз темпов роста ВВП оказался на 0,1 п.п. больше, чем был раньше). Для периода с 2023 по 2027 г. консенсус-прогнозы по-прежнему предполагают, что в долгосрочной перспективе российская экономика будет расти темпом около 2% в год — именно эта величина по-прежнему рассматривается большинством экспертного сообщества как наиболее адекватная оценка потенциального роста ВВП России».
Консенсус-прогноз по росту потребительских цен стал заметно пессимистичней, правда, тоже в основном для текущего года (в предыдущем опросе было 4,7%, сейчас — 5,8%). С одной стороны, это говорит о том, что ускорение инфляции в 1-м полугодии 2021 г. было довольно неожиданным для экспертного сообщества, а с другой — что это не породило особых сомнений в способности Банка России успешно проводить политику, направленную на достижение долгосрочного инфляционного таргета (4%). Текущее повышение нефтяных цен в условиях постковидного оживления мировой экономики привело к повышению среднегодовых прогнозных цен на нефть марки Urals примерно на 6 долл. за барр. для текущего года и на 3—4 долл. за барр. для последующих лет. Каких-либо резких скачков консенсус-прогноз по-прежнему не предполагает. В то же время в долгосрочном плане ожидается некоторое снижение нефтяных цен: нынешний их уровень явно рассматривается как высокий и связывается с временным ограничением добычи в рамках соглашения ОПЕК+.
Курс рубля ожидается фактически стабильным в 2021—2022 гг., с постепенным его ослаблением до 81 руб./долл. к 2027 г. При этом очевидно, что в долгосрочном плане эксперты ожидают довольно заметное укрепление реального курса.
В условиях ускорения инфляции эксперты прогнозируют повышение ключевой ставки Банка России в 2021 г. еще примерно на 0,25 п.п., с последующим ее снижением по мере уменьшения инфляционных ожиданий (особенно значительные снижения ставки ожидаются уже в 2022—2023 гг.).
Квартальные консенсус-прогнозы, рассчитанные на основе оценок 15 экспертов, скорректировались по сравнению с апрельским опросом с учетом фактической динамики показателей. При этом бросается в глаза, что практически процесс восстановления экономики идет быстрее, чем ожидалось, но уже с начала 2022 г. независимые аналитики прогнозируют, скорее, постепенное замедление темпов.
Прогноз квартальных темпов потребительской инфляции, ускорившейся в начале 2021 г., указывает на ее замедление до уровня инфляционного таргета к концу III квартала 2022 г., то есть на полгода позже, нежели ожидалось во время предыдущего опроса.
Интересная деталь: консенсус-прогнозы темпов прироста ВВП в 2021—2023 гг. находятся ближе к нижней границе интервальных прогнозов Банка России. Что касается прогнозов, подготовленных МЭР, то для текущего года сценарий ведомства по росту ВВП чуть менее оптимистичен, чем консенсус-прогноз, но для последующих лет — существенно более позитивный. «Таким образом, независимые эксперты в целом видят будущее российской экономики — в его среднесрочной и долгосрочной перспективе — пессимистичнее МЭР», — делает вывод г-н Смирнов.