COVID-19 остается ключевым фактором, влияющим на покупательское поведение россиян

| статьи | печать

Исследование их потребительской активности в 2021 г. подсказывает экспертам «Делойта» в СНГ, что вероятность возвращения населения России к прежней модели шопинга невысока.

Представленные выше выводы — самые общие заключения авторов третьего ежегодного исследования потребительского сектора России, проводимого компанией «Делойт» в СНГ. Уже из них ясно, что торговым организациям и заведениям, оказывающим услуги, необходима перенастройка работы под изменения из-за влияния пандемии коронавируса в потребительском поведении россиян. Поэтому представим общие, но более конкретные результаты названного исследования.

Образ совершения покупок

Россиян — любителей шопинга, которые ходят по магазинам, даже если в этом нет необходимости, — 38%. 49% респондентов совершают покупки в равной степени как в обычных магазинах, так и в интернете, совершающих покупки только через интернет — 4%.

Доля потребителей, совершающих покупки в онлайн-магазине, выросла с 87% в 2019 г. до 97% в 2021-м. При этом 43% респондентов «Делойта» стали чаще совершать покупки в режиме онлайн с целью экономии времени.

Доля россиян, которые чувствуют себя безопасно в обычных магазинах, увеличилась с 39% в 2020 г. до 49% в текущем году. Беспокоятся за сохранность своих данных в интернете в 2021 г. 64% респондентов против 57% в 2020-м.

Респонденты, которые работают удаленно, в среднем на 10 п.п. чаще совершают покупки в интернете по сравнению с россиянами, которые работают не в удаленном режиме.

30% участников опроса сообщили исследователям «Делойта», что в дальнейшем планируют чаще заказывать готовую еду в режиме онлайн. Причем динамика доли россиян, заказывающих еду таким способом, впечатляет: 2019 г. — 38%, 2020 г. — 58%, 2021 г. — 65%.

Распределение бюджета

Текущее распределение бюджета опрошенных выглядит следующим образом: обязательные платежи — 23%; продукты питания и алкоголь — 29%; одежда и обувь — 12%; электроника и бытовая техника — 9%; досуг, отдых и туризм — 8%; прочие расходы — 9%; сбережения — 10%. При этом в желаниях россиян — сократить доли расходов на оплату обязательных платежей (на 9 п.п.) и питание (на 6 п.п.), а увеличить — на проведение досуга и обеспечение отдыха (на 6 п.п.), а также на осуществление сбережений (на 6 п.п.).

Категории товаров и услуг, на которых участники опроса экономят чаще: в 2019 г. — это алкоголь (74%), в 2020 г. — готовая еда (68%), в 2021 г. — досуг (75%). Наоборот, экономят реже (по годам соответственно) — лекарственные препараты (39%), детские товары (36%) и вновь лекарственные препараты (44%).

По сравнению с 2020 г. доля россиян, планирующих сократить интернет-шопинг, в 2021 г. не изменилась (15%), а имеющих противоположное намерение — увеличилась с 39 до 45% соответственно.

Имеют опыт приобретения товаров на вторичном рынке 38% участников опроса, а 60% респондентов сообщили, что в течение последнего года совершали покупки про запас.

Выбор товаров и услуг

Если в 2019 г. с некачественной продукцией столкнулись 50% респондентов «Делойта» в СНГ, то в два следующие года — 38 и 39% соответственно, в отношении контрафактных товаров соответствующие показатели составили 40, 28 и 26%. Чаще всего некачественными оказываются продукты питания (20%) и готовая еда (17%), а контрафактными — алкоголь (13%) и парфюмерия (11%).

24% респондентов сообщили, что экологичность товара и его упаковки влияет на конечный выбор.

26% россиян сдают бытовую технику на утилизацию/переработку в магазины.

66% опрошенных при покупке продовольственных товаров уделяют внимание составу.

16% россиян сдают одежду/сумки на утилизацию/переработку в магазины.

52% покупателей косметики и парфюмерии связывают свой выбор с информацией на этикетке товара.

Существенно повысился уровень внимания потребителей к информации на упаковке продуктов питания. Так, на страну их производства в 2019 г. обращали внимание 50% участников опроса, в 2020 г. — 45%, а в 2021 г. — уже 63%; составу продуктов уделили внимание 68, 63 и 76% респондентов соответственно; различными аспектами экологичности продукта интересовались 21, 45 и 57% опрошенных.

Доля россиян, предпочитающих в 2021 г. продукты без глютена, составила 34%, без лактозы — 32%. Удельный вес потребителей, готовых покупать экологически чистые продукты питания по более высокой цене, увеличилась с 21% в 2019 г. до 27% в 2020-м и 30% — в 2021-м.

Исследования «Делойта» показывают, что, несмотря на пандемию, с 2019 г. доля россиян, посещающих заведения общественного питания, увеличивается. В отношении кафе и ресторанов быстрого питания динамика следующая: 2019 г. — 79%, 2020-й — 88%, 2021 г. — 91%; у ресторанов и баров соответствующие показатели составляют 75, 84 и 85%. Упреждая недоумение читателей от таких цифр, авторы исследования сразу отмечают, что при этом частота посещений заведений общественного питания значительно сократилась — с 5,3 раза в месяц до марта 2020 г. до 3,0 раза после него по результатам отчетов 2020 и 2021 гг.

Растет доля россиян, поддерживающих продажу алкоголя в режиме онлайн: 44% в 2019 г., 50% — в 2020 г., 54% — в 2021 г., удельный вес противников этого сокращался — 43, 35 и 29% соответственно. 28% сторонников продажи алкоголя онлайн считают, что это сделает его покупку удобной и доступной (против 20% в 2019 г.), а 20% среди их оппонентов опасаются, что это увеличит риск приобретения алкогольной продукции несовершеннолетними (30% в 2019 г.).

Топ-3 популярных алкогольных напитков остается неизменным с 2019 г. — это пиво, тихое вино и коньяк, однако доля россиян, предпочитающих эти напитки, сокращается: пиво — 63, 60, 57%, вино — 59, 48, 47% и коньяк — 45, 32, 33% по годам соответственно. При этом эксперты «Делойта» отмечают, что средний чек на алкогольные покупки тем не менее увеличился — с 800 руб. в 2020 г. до 1020 руб. в 2021-м.

При покупке косметики и парфюмерии динамика трех главных критериев выбора с 2019 по 2021 г. также снижается: доступные цены — 72, 76, 55%, наличие скидок — 49, 56, 45%, положительные отзывы — 42, 34, 31% соответственно. Авторы исследования отмечают, что укрепляют свои позиции экологически чистые товары. В 2020 г. к пометке «экологически чистый продукт» на упаковке косметики и духов были безразличны 36% респондентов, в 2021 г. их доля составляет 25%.

Динамика отношения россиян к бренду при покупке одежды и/или обуви выглядит более стабильно на отрезке 2019—2021 гг. среди тех россиян, которые имеют один или несколько любимых брендов, чем у безразличных к ним, — 30, 34, 33% против 35, 34, 28% соответственно. Авторы исследования заключают, что с 2019 г. среди их респондентов наблюдается постепенный рост заинтересованности в приобретении брендовой одежды и обуви.

Особенностями приобретения одежды и обуви аналитики «Делойта» называют снижение с 2019 г. покупок одежды и обуви в крупных торговых центрах (47, 40, 37% соответственно) и интереса к одежде и обуви, которые сделаны из натуральной кожи/меха (72, 69, 68% аналогично).

С 2019 г. при покупке детских товаров в обычных магазинах россияне стали тратить в среднем на 780 руб. больше (2530 руб. в 2021 г.). Что касается интернет-покупок, то средний чек вырос на 530 руб. (до 2680 руб. соответственно).

Топ-5 критериев при покупке детских товаров остались неизменными по сравнению с предыдущими годами:

  • качественное изготовление;

  • безопасность использования;

  • натуральные материалы;

  • удобство;

  • доступная цена.

Россияне с каждым годом реже покупают электронику и бытовую технику в торговых центрах (в 2019 г. — 48%, 2020 г. — 33%, 2021 г. — 20%) и отдают предпочтение мультибрендовым магазинам. Динамика среднего чека при покупке данных товаров в рассматриваемые три года имеет явную просадку в 2020 г. — 8980, 7950 и 9080 руб. соответственно.

Завершают аналитики «Делойта» в СНГ общие выводы исследования любопытными данными о доле россиян, которые учитывают рекламу блогеров при покупке электроники и бытовой техники в зависимости от возраста:

  • 16—29 лет — 14%;

  • 30—44 года — 10%;

  • 45—59 лет — 4%;

  • 60 лет и старше — 2%.

В среднем популярность рекламы у блогеров повысилась с 8% в прошлом году до 9% в нынешнем.

Способы приобретения товаров указанных категорий в прошедшем году, % респондентов 

Товары

Только в магазине

В равной степени в магазине и в интернете

Только в интернете (с доставкой)

Продукты питания

63

36

1

Товары для строительства, ремонта и рукоделия

53

44

3

Бытовая химия и предметы обихода

53

45

2

Готовая еда

51

43

6

Детские товары и игрушки

43

50

7

Товары для дома

42

55

3

Косметика и парфюмерия

39

57

4

Одежда и обувь

37

59

4

Бытовая техника и электроника

34

59

7

Источник: «Делойт» в СНГ