В январе — июне нынешнего года доходы консолидированных региональных бюджетов выросли на 18,6%, причем во многом благодаря трансфертам из федерального центра. Расходы регионов за это же время увеличились на 8%. Во второй половине 2021 г. Минфин запланировал сокращение трансфертов из федерального бюджета, что может привести к нарастанию бюджетного дефицита в субъектах Федерации.
В первой половине текущего года в регионах существенно увеличились поступления по всем важнейшим видам налогов. Такой результат во многом связан с низкой базой 2020 г., когда были введены локдауны во многих отраслях экономики.
Вместе с тем для увеличения доходов были и объективные причины. Опережающими темпами росли поступления налога на прибыль и налогов на совокупный доход, что связано с повышением экономической активности.
«Даже с учетом инфляции можно говорить о заметном увеличении налоговых поступлений по этим видам налогов и налоговым поступлениям в целом в 2021 г. по сравнению с 2019 г., — отмечает эксперт Центра развития (ЦР) ВШЭ Андрей Чернявский. — Можно сказать, что экономическая конъюнктура в 2021 г лучше, чем в докризисном 2019 г.».
Важная деталь: в целом в январе — июне 2021 г. доходы регионов в неизменных ценах вышли на самый высокий с 2011 г. уровень (год к году).
Расходы консолидированных региональных бюджетов выросли в 1-м полугодии 2021 г. в годовом выражении на 8% (в 2020 г. их затраты под влиянием поддержки из федерального центра за полугодие выросли на 19%).
Основным драйвером роста расходов регионов в текущем году стали затраты на национальную экономику (рост на 16%).
Такое увеличение во многом обусловлено динамикой по Москве, где расходы на национальную экономику увеличились на 38% (!).
Из других значимых для регионов позиций также сравнительно быстро росли расходы по разделам «Социальная политика» (на 12%) и «Образование» (на 11%), что в определенной степени связано с воплощением в жизнь реструктурированных национальных проектов «Демография» и «Образование».
Одновременно сократились затраты региональных бюджетов на здравоохранение на 14% (год к году). Вероятно, это можно объяснить тем, что большие экстренные расходы на здравоохранение были сделаны в 2020 г.
В неизменных ценах расходы региональных бюджетов выросли в 1-м полугодии 2021 г. на 2%. Причем уровень таких затрат за этот период был самым высоким с 2011 г.
Положительный баланс региональных бюджетов в январе — июне составил 447 млрд руб. Вместе с тем 19 регионов закончили 1-е полугодие с дефицитом (в прошлом году таких субъектов Федерации было 47).
Суммарный региональный и муниципальный долг на конец 1-го полугодия 2021 г. составил 2865 млрд руб. С начала года этот показатель сократился на 1%, в основном за счет погашения задолженности регионов по банковским кредитам и их замещения бюджетными займами.
Прогноз доходов и расходов региональных бюджетов до конца текущего года с учетом сложившихся тенденций и показателей Основных направлений бюджетной политики (ОНБП) на 2021—2023 гг. выглядит одновременно оптимистичным и проблемным.
«Динамика собственных доходов регионов в 1-м полугодии 2021 г. позволяет предположить, что их прирост за год составит 14,5%. Трансферты, как это предусмотрено в ОНБП, сократятся по сравнению с 2020 г. на 25%. В итоге доходы регионов вырастут на 4,5%, — делает расчеты А. Чернявский. — Основная проблема заключается в прогнозировании расходов. Если опираться на показатели их равномерности (точнее, неравномерности) за последние годы, то объем годовых расходов составит 16,8 трлн руб., что существенно выше показателей, предусмотренных в ОНБП. При таких расходах сформируется дефицит 1,2 трлн руб. Такой дефицит за последние 15 лет ни разу не наблюдался, и непонятно, как он может быть профинансирован».
Более реалистичным, по словам экономиста, представляется прогноз региональных бюджетных показателей с дефицитом, примерно равным уровню 2020 г. Его можно достичь за счет увеличения трансфертов из федерального бюджета и более умеренного роста расходов по сравнению с инерционным прогнозом.