Увеличение численности населения, рост зарплат и пенсий выше инфляции и другие национальные цели периодически откладываются «до лучших времен». Сейчас МЭР предлагает ежегодно утверждать Единый план их достижения, который будет синхронизирован с бюджетом и прогнозом развития страны. Хорошо, если на реальное достижение национальных приоритетов будут в первую очередь направляться бюджетные средства. Лишь бы Единый план не стали использовать для ежегодного переноса высоких целей на будущее.
Первый Указ главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» был подписан еще в 2018 г. и предусматривал ряд важнейших приоритетов. Они включали в себя обеспечение устойчивого естественного роста численности населения страны, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 г. — до 80 лет). Также предусматривалось снижение в два раза уровня бедности и улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно. Важная деталь: в число ключевых задач вошло обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также увеличение пенсионного обеспечения выше уровня инфляции.
Основой достижения национальных целей должны были стать темпы экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%. Это позволило бы России войти в число пяти крупнейших экономик мира. Численность занятых в сфере малого и среднего бизнеса к 2024 г. должна была составить 25 млн человек.
В общем, планов было, как писал великий поэт, «громадье». Однако региональный экономический кризис, разразившийся в 2014 г. в результате снижения в два раза мировых цен на нефть, и последовавший за ним мировой кризис 2020 г., триггером которого стал COVID-19, не позволили всем задумкам отечественного руководства воплотиться в жизнь.
В частности, реальные доходы россиян до сих пор не поднялись до показателя 2013 г., а работающим пенсионерам не индексируют пенсию даже на уровень инфляции, которую показывает Росстат.
Поэтому в июле 2020 г. был подписан новый Указ «О национальных целях развития России до 2030 г.», куда плавно были перенесены основные приоритеты, которые уже явно не успевали выполнить к 2024 г.
Так, в новый стратегический документ вошли (но уже с другой датой достижения — 2030 г.) обеспечение устойчивого роста численности населения, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, снижение уровня бедности в два раза по сравнению с 2017 г., улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно. Увеличение численности занятых в малом и среднем бизнесе до 25 млн человек тоже было отложено до 2030 г.
Чтобы не промахнуться еще раз и добиться реального достижения национальных приоритетов к 2030 г., Минэкономразвития разработало проект постановления «О системе управления достижением национальных целей развития». Он предполагает синхронизацию Единого плана достижения национальных целей с Прогнозом социально-экономического развития страны (оба документа разрабатывает МЭР) и госбюджетом (его рассчитывает Минфин).
Таким образом, Единому плану достижения национальных целей отводится роль «станового хребта» государственного стратегического управления, поскольку на достижение национальных приоритетов теоретически должны в первую очередь закладываться средства федерального и региональных бюджетов. Они, как известно, разрабатываются ежегодно на ближайшую трехлетку, при этом можно вовремя учесть те или иные условия, складывающиеся в экономике или социальной сфере.
В Единый план будут включаться показатели оценки эффективности деятельности чиновников в федеральных органах власти и регионах. За мониторинг достижения национальных целей и реализацию Единого плана будет отвечать МЭР. Ведомство будет проводить анализ на основе данных официального статистического наблюдения, ежеквартальных отчетов ФОИВ о реализации национальных проектов и государственных программ Российской Федерации.
Государственные программы (ГП) становятся важным инструментом достижения национальных целей. «Госпрограммы — это стратегические документы, которые должны отвечать на вопрос, как будут достигаться определенные президентом национальные цели развития, — подчеркивает глава МЭР Максим Решетников. — Важно, что строчка в госпрограмме теперь будет означать бюджетное обязательство по расходованию средств. Таким образом, появляется возможность использовать госпрограммы как универсальный инструмент для бюджетных инвестиций и заключения долгосрочных контрактов».
Все госпрограммы будут разрабатываться на принципах проектного управления. При этом в структуре госпрограмм выделяется проектная часть (направлена на решение конкретных задач или получение уникальных результатов в конкретные сроки), содержащая федеральные и ведомственные проекты; а также процессная часть, содержащая мероприятия, осуществляемые госорганами на постоянной основе.
В проектную часть войдут, например, мероприятия, связанные с инвестициями в строительство школ, детских садов, больниц. Процессные мероприятия включают, в том числе, меры социальной поддержки, которые невозможно «завершить» как отдельный проект. Речь идет, к примеру, о пособиях на рождение ребенка.
Для госпрограмм определяются кураторы — профильные вице-премьеры, которые формируют управляющие советы ГП. Это позволит максимально оперативно принимать управленческие решения.
Корректировка Единого плана достижения национальных целей будет осуществляться ежегодно (с учетом сроков формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ РФ).
Предлагаемая Минэкономразвития система управления достижением национальных целей выглядит весьма солидно и гипотетически может создать условия для реализации национальных приоритетов. Ведь она как минимум дает всем эшелонам власти необходимую информацию о том, растут ли в стране численность населения, продолжительность жизни и доходы россиян.
Лишь бы Единый план не стали ежегодно корректировать, откладывая реальное повышение зарплат и пенсий, увеличение продолжительности жизни и пр. В общем, «палка о двух концах».