Количество россиян, использующих режим налога на профессиональный доход (НПД), превысило отметку 3 млн человек, достижение которой чиновники и эксперты ожидали лишь в 2024 г. Почти треть (28,3%) самозанятых работают в сфере моды и красоты, 18,5% трудятся в торговле, 8,5% — в строительстве и ремонте, 4,5% предоставляют образовательные услуги. Быстрому росту числа граждан, предпочитающих свободный труд, помогло создание специального налогового режима и нагрянувший COVID-19.
Достижение показателя в 3 млн самозанятых граждан в России официальные государственные структуры, в частности Минтруд, и экспертное сообщество прогнозировали только в 2024 г. «Мы видим, как в этом году развивается динамика среди регионов, — подчеркнула руководитель направления „Экономика и социальное развитие“ Центра стратегических разработок Виктория Павлюшина на круглом столе в ЦСР. — Лидеры — Москва и Московская область, которые занимают в совокупности около 30—35% по численности самозанятых. Важно регулировать эту форму занятости новым образом. Это, в частности, вопросы социального страхования, потому что те самозанятые, которые работают на себя, отключены от возможности страхования. Если пенсионное страхование им доступно, то развитие социального нужно обсуждать».
На развитие платформенной занятости, по словам эксперта Федерального центра компетенций при Минтруде Романа Рыжкова, повлияли пандемия COVID-19 и введение льготного налогового режима для самозанятых граждан. «Мы видим, что те цифры, которые показывают самозанятые, увеличиваются быстрее, чем планировали даже в нашем ведомстве. Это не может не радовать, но мы как эксперты понимаем, что часть этих людей — те, кто принудительно стали самозанятыми.
Работодатели таким образом пытаются снизить налоги, чтобы им было удобнее работать с бухгалтерией. Тут нужно рассмотреть вопрос о том, как помочь таким работникам, какие механизмы необходимо внедрить, чтобы их защитить», — считает г-н Рыжков.
Государство, создав выгодный для компаний и исполнителей (физических лиц) налоговый режим, предложив удобную IT-архитектуру, каналы подключения к инфраструктуре, стимулировало развитие платформенной занятости, уверена руководитель платформы «Рокет Ворк» Анастасия Ускова. «Государство дало инструмент, бизнесы увидели эффективность. Появились площадки, которые решают проблемы не только „серости“ бизнеса, выводя все расчеты в легальную плоскость, но и радикально повышают эффективность бизнеса, освобождают его от всей шелухи, зачастую составляющей до 80% в бизнес-процессах, — комментирует ситуацию А. Ускова. — Неслучайно в стране „бьются рекорды“ в самозанятости. Мы уже добавили к самозанятости весь „внештат“, на очереди — классические трудовые отношения, и возникнет единая экосистема сервисов в кадрах».
«Основными портретными характеристиками самозанятых в возрастной группе с 18 до 30 лет являются для мужчин — молодые специалисты после учебного заведения и желающие начать собственное дело, для женщин — молодые специалисты после учебного заведения, а также находящиеся в декретном отпуске, — подчеркнула глава компании „Инстраком“ Екатерина Коварина. — В возрастной группе с 31 до 46 лет для мужчин и женщин — перешедшие на НПД из ИП либо те, кому работодатель предложил лучшие условия с НПД».
«Среди мужчин режим НПД в большинстве используют тренеры, таксисты, юристы, а также автомеханики и сантехники, — заметила г-жа Коварина. — Среди женщин пользуются налоговым режимом НПД в основном представительницы творческих профессий, а также профессий из сферы красоты. В основном все эти профессии предполагают свободный график и работу, которая не привязана к конкретному рабочему месту».
Эксперимент государства с введением налога на профессиональный доход, по оценке экспертного сообщества, стал дополнительным стимулом для развития платформенной занятости, создал условия для внедрения передовых практик в работе с кадрами в стране.
Стоит отметить, что, по данным ВШЭ, реальное количество самозанятых в России существенно выше, чем число зарегистрировавшихся граждан, — 7,2 млн человек. Причем эта оценка учитывает различные расчеты «Вышки», Всемирного банка, ОЭСР, РАНХиГС и официальные данные Росстата. Для 71% самозанятых текущая деятельность является основной работой, для 15% — подработкой к основному виду деятельности.