Об этом говорят новые данные Росстата о недельном росте цен. Вторую сентябрьскую семидневку инфляция в России продолжает замедляться. Полтриллиона рублей, вброшенных в карманы части населения, не подняли цены на большинство товаров и услуг.
Перед выплатами семьям с детьми, пенсионерам и силовикам ряд экспертов пугали тем, что в результате все подорожает. Были и другие аналитики, которые упрямо доказывали, что природа инфляции в стране базируется совсем не на том, что у людей слишком много денег и они норовят их потратить на покупки.
Росстат подводит итог спора. Ведомство сообщает, что инфляция за период с 7 по 13 сентября в России замедлилась с 0,07% неделей ранее до 0,04%.
Цены на плодоовощную продукцию вообще упали на 0,7%. Из продуктов больше подорожала говядина (на 0,8%).
Накануне Минэкономразвития сообщило в обзоре «О текущей ценовой ситуации», что годовая инфляция в РФ на 13 сентября составила 6,84%.
То есть она не дотянула до 7%, что ряд экспертов считают очень важным.
В обзоре сказано: «Замедлился рост цен на непродовольственные товары (0,04% после 0,20%), преимущественно за счет снижения темпов роста цен на легковые автомобили и электро- и бытовые приборы, а также продолжающегося удешевления бензина (–0,1%). В сфере регулируемых и туристических услуг ситуация стабильная — сохраняется дефляция третью неделю подряд. Вместе с тем продолжился рост цен на продукты питания, за исключением овощей и фруктов».
Конкретные факты убеждают в том, что уровень инфляции в стране практически не зависит от получения денег людьми, для которых, к примеру, 10 тыс. руб. — значительная сумма. Статистика показывает и то, что растет число таких граждан — в том числе потому, что популярной электроники стали покупать заметно меньше.
Можно догадаться, куда ринулись эти полтриллиона рублей — в значительной мере они явно ушли на обслуживание кредитов, в которых население сильно погрязло. По данным Сбера, выплаты простимулировали спрос. Но этот спрос и по нашим меркам еще не восстановился полностью, а по сравнению с развитыми странами мы и мяса едим меньше, и соков почти не пьем, и т.д.
Также понятно, в чем настоящие причины инфляции — в мировом тренде, от которого невозможно спрятаться.
Конечно, американцы нарисовали прорву долларов на раздачу населению и бизнесу, эти знаки до середины лета давили на цены и поднимали их. Но и в Штатах большую часть образовавшихся свободных денег люди понесли в банки, чтобы их там размножить. Это позволяет ФРС говорить о временном характере инфляции (на продовольствие она в США дошла до 8%). И в июле рост цен почти остановился. Тем более что бизнес оживает и успешно перерабатывает громадные объемы дензнаков.
Ковид нарушил производственные и торговые цепочки, стоимость контейнерных перевозок резко растет. Карантины, которые китайцы охотно вводят в крупнейших мировых портах, поддерживают этот рост на радость китайским же производителям контейнеров. Сбои с перевозками послужили детонатором, который буквально взорвал уже готовую инфляционную бомбу, составленную из необеспеченных дензнаков и заряженную нижайшими ключевыми ставками центробанков ведущих стран.
Глобальное потепление влияет на урожайность. В Бразилии, крупнейшем поставщике говядины в Россию, свирепствуют эпидемии у животных. Наша страна примерно 40% говядины закупает за рубежом. Так что не стоит ждать удешевления этого продукта в соседних магазинах.
Но и те товары, продовольственные и непродовольственные, которые производят отечественные мастера, сильно зависят от завозных компонентов. Это и корма для скота, и мальки рыбы, и рассада, и оплодотворенное куриное яйцо, которое испокон века мы закупаем в Европе, и многое-многое другое.
Таким образом, мало было шансов на то, что инфляция останется на уровне менее 7%. Потому некоторые аналитики накануне вброса людям «по десяточке» завели почти похоронные разговоры.
Пока все идет, можно сказать, по весьма неплохому сценарию. А главное — появилась надежда на то, что руководители ЦБ РФ и высокие чиновники из правительства теперь потеряют уверенность в том, что для обуздания роста цен надо сделать так, чтобы у небогатого народа было еще меньше денег.
Тем более что на сегодняшний день и заокеанские, и европейские денежные власти уверены в другом — если обеспечить рост числа бизнесов, то предприниматели переработают любые денежные массы на радость обществам.
И нам всего-то надо организовать бурный рост малых и средних предприятий.