Новый прогноз социально-экономического развития России, подготовленный МЭР, предполагает увеличение отечественного ВВП на 4,2% в нынешнем году и на 3% — в предстоящие три года. Весьма стабильным выглядит и проект федерального бюджета, предусматривающий профицит в 1% в 2022— 2023 гг. и минимальный (0,2%) дефицит в последнем году трехлетки. Вместе с тем эксперты разошлись в оценках темпов прироста в среднесрочной перспективе.
Минэкономразвития в новом прогнозе, представленном на заседании правительства на днях, повысило оценку прироста ВВП на текущий год до 4,2% (в июне ведомство ожидало 3,8%, в апреле — 2,9%).
«В 2022 г. на темп роста ВВП будут влиять два фактора, — подчеркнул глава МЭР Максим Решетников. — На рост будет оказывать влияние увеличение добычи нефти в рамках завершения сделки ОПЕК+. А сдерживать экономический рост — ужесточение денежно-кредитной политики». В период 2022—2024 гг. увеличение ВВП предполагается на уровне 3% в год, что близко к среднемировым темпам прироста.
Ключевым драйвером увеличения валового продукта станет расширение потребительского спроса. В первую очередь речь идет о повышении реальных располагаемых доходов населения. «В этом году ожидаем восстановительный рост на 3%, в следующие годы — в среднем на 2,5% ежегодно, — отметил министр. — Вклад в рост доходов будет вносить стабильная ситуация на рынке труда, рост зарплат, а также рост предпринимательских доходов, доходов от собственности».
На этом позитивном фоне ведомство ожидает увеличения розничного товарооборота и объема платных услуг населению.
Прирост инвестиций в основной капитал в рамках базового варианта прогноза МЭР составит 4,5% в этом году и 4,8% — в следующем. А в 2023—2024 гг. капвложения превысят 5%. На это повлияют меры по наращиванию инвестиций, в том числе — инвестирование ликвидной части ФНБ сверх 7% ВВП, а также реализация инфраструктурного меню регионами.
Чистый экспорт в текущем году внесет отрицательный вклад в ВВП, что характерно для периодов посткризисного восстановления. Но уже со следующего года его вклад вновь станет умеренно положительным. Здесь скажутся меры по стимулированию несырьевого неэнергетического экспорта и снижению импорта.
В отраслевом разрезе локомотивами роста станут отрасли, обеспечивающие инвестиционную модель развития, экспортно ориентированные секторы обрабатывающей промышленности, ИТ, строительство, недвижимость, транспорт и профессиональные услуги.
Выход на 3%-ную траекторию прироста экономики, по словам М. Решетникова, является необходимым условием достижения национальных целей развития, поставленных президентом страны. Основной инструмент управления достижением национальных целей — государственные программы, новая система управления которыми утверждена правительством.
«Подводя итог — мы сформировали реалистичный, но напряженный прогноз, — уверен руководитель МЭР. — 3%-ный рост достижим при реализации всех запланированных мер госполитики, направленных на достижение целевых приоритетов, — мероприятий госпрограмм, нацпроектов, стратегических инициатив, — уверен г-н Решетников. — Критический момент — „разгон“ инвестиций, в том числе за счет инвестирования средств ФНБ».
Бюджет верстается с профицитом
Доходы федерального бюджета, по оценке министра финансов Антона Силуанова, будут превышать уровень 25 трлн руб. ежегодно в период 2022—2024 гг. «Это значительно выше, чем параметры бюджета, которые мы планировали ранее, — комментирует ситуацию глава финансового ведомства. — Связано это в первую очередь с восстановительным экономическим ростом».
Кроме того, Минфин учел дополнительные меры по мобилизации доходов. Прежде всего увеличены поступления табачных акцизов.
Исходя из прогноза доходов и бюджетных правил, посчитан объем расходов федерального бюджета. В 2022 г. он составит 23,6 трлн руб., в 2023 г. — 25,1 трлн руб., в 2024 г. — 26,1 трлн руб. То есть практически ежегодный прирост расходов равняется 1 трлн руб. и более. В результате, по словам А. Силуанова, можно профинансировать все первоочередные расходы, все важнейшие задачи обеспечить финансовыми ресурсами.
Параметры бюджета предусматривают в первые два года профицит в пределах 1% ВВП. Начиная с 2024 г. министерство ожидает дефицит в пределах 0,2% от валового продукта.
Среди ключевых задач, финансирование которых было учтено в проекте основного финансового плана страны, выделяется достижение национальных целей развития. «В 2024 г. общий объем ассигнований на национальные цели развития, предусмотренные в рамках национальных проектов и мероприятий по реализации посланий президента, увеличен в 1,7 раза по сравнению с 2020 г., — отметил г-н Силуанов. — В 2022 г. на эти цели предусмотрено 3,6 трлн руб., в 2023-м и в 2024-м соответственно 3,9 и 4 трлн руб.».
Эти ассигнования в первую очередь пойдут на снижение бедности. Более 5 млн семей с детьми получат дополнительные меры социальной поддержки. На эти цели будет предусмотрено в бюджете 2,1 трлн руб. Более 500 млрд руб. до конца трехлетки будут направлены на строительство 1300 новых школ, и будет отремонтировано около 4500 действующих школ. Около 60 млрд руб. пойдет на создание восьми кампусов вузов мирового уровня.
Значительные ресурсы предусмотрены на проекты транспортной инфраструктуры, экологические инициативы и т.д. «Особо хотел отметить полное обеспечение финансированием стратегических инициатив правительства, — подчеркнул министр. — 500 млрд руб. до 2024 г. учтены на эти инициативы. Здесь и такие инициативы, как „Электромобиль“ и „Водородный автомобиль“, „Передовые инженерные школы“, „Чистая энергетика“, „Новая атомная энергетика“».
Еще одно направление бюджетных расходов — опережающее развитие ряда отраслей экономики, на что предусмотрены также дополнительные ресурсы. В их числе — реализация нового национального проекта «Туризм», создание линейки новых гражданских самолетов, развитие электронной и радиоэлектронной промышленности.
Среднесрочные темпы под вопросом
Весьма оптимистично выглядит и новый прогноз динамики мировой экономики, опубликованный Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Глобальный ВВП вырастет на 5,7% в 2021 г. и на 4,5% — в следующем году. Сильный отскок от кризисных показателей в Европе, вероятность дополнительной финансовой поддержки в Соединенных Штатах и потребительская активность домашних хозяйств повышают перспективы роста в странах с развитой экономикой.
Для России эксперты ОЭСР прогнозируют рост на 2,7% в нынешнем году и 3,4% — в следующем.
Более пессимистично смотрят на будущее отечественной экономики независимые аналитики, опрошенные Центром развития «Вышки». Их консенсус-прогноз предполагает постепенное снижение темпов прироста ВВП в среднесрочной перспективе. Экономическая динамика составит 2,5% в 2022 г., 2,2% — в 2023-м и 2,1% — в 2024 г. Стоит заметить, что и возможности бюджетных расходов будут зависеть от темпов экономического роста.