Борьба с коррупцией становится важным элементом корпоративного управления, минимизации рисков и достижения целей устойчивого развития. Антикоррупционный рейтинг российского бизнеса, сделанный РСПП, показал повышение результатов у большей части компаний, участвовавших в его подготовке. Между тем опросы бизнес-омбудсмена показывают существенные коррупционные риски, возникающие при принятии большинства нормативно-правовых актов, затрагивающих права и интересы предпринимателей.
Национальный план противодействия коррупции на 2021—2024 гг., утвержденный Указом Президента РФ от 16 августа 2021 г. № 478, ставит перед бизнес-союзами задачу поддержки внедрения механизмов предупреждения коррупции, причем не только в государственном, но и в частном секторе экономики.
Антикоррупционное законодательство вводит новые требования, запреты и ограничения для должностных лиц компаний с государственным участием, усиливается роль прокурорского надзора за применением на предприятиях мер профилактики коррупции. Среди этих мер эксперты выделяют определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений, а также сотрудничество компаний с правоохранительными органами.
Особое значение для частных предприятий имеет разработка и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников компаний, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.
В современных и успешных крупных корпорациях противодействие коррупции не ограничивается формальным выполнением упомянутых требований законодательства об обязательных мерах ее профилактики. Тенденцией последних лет на рынке становится добровольное следование принципам ответственного инвестирования (ESG), среди которых нетерпимость к коррупции. По экспертным данным, сегодня более 90% инвесторов в мире ориентируются на индекс ESG, который уже может сравниться по значимости с оценкой кредитного рейтинга, одного из ключевых показателей для инвесторов.
В последнее время такая тенденция стала определяющей и в российском корпоративном секторе, который ориентируется на рекомендации Банка России по ответственному инвестированию, по раскрытию информации о факторах ESG, об их учете в работе совета директоров компании.
На сегодняшний день уже запущены индексы РСПП и Московской биржи в сфере устойчивого развития. В результате минимизация коррупционных рисков все больше приобретает финансово-экономический характер, а ценные бумаги успешных в этом направлении компаний пользуются большим спросом на рынке.
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) еще десять лет назад выступил инициатором Антикоррупционной хартии российского бизнеса. Хартия была подписана крупнейшими бизнес-объединениями — РСПП, ТПП РФ, Деловой Россией и «Опорой России». За прошедшие годы к хартии присоединились несколько тысяч компаний, которые представляют декларации о принятых мерах противодействия коррупции.
Ежегодное составление Антикоррупционного рейтинга РСПП позволяет сделать качественный и дифференцированный анализ антикоррупционных практик отечественного бизнеса. Цель рейтинга — выявить примеры последовательного и эффективного преодоления коррупционных угроз и готовность публичного раскрытия информации об управлении противодействием коррупции.
Формирование рейтинга позволяет увидеть, насколько крупнейшие компании страны готовы эффективно выстраивать системы управления противодействием коррупции и публично раскрывать информацию о деятельности в этой сфере.
Для проведения Рейтинга-2021 была определена выборка из 50 компаний, возглавляющих список «ЭКСПЕРТ 400», который представляет собой перечень крупнейших российских компаний по показателям от объема реализации, прибыли до налогообложения и чистой прибыли по итогам года. В нем также участвуют предприятия, прошедшие независимую экспертизу реализации положений Антикоррупционной хартии российского бизнеса в рамках процедуры «Общественного подтверждения».
По итогам Рейтинга-2021 его результаты распределились следующим образом. К классу А1 отнесли компании с максимально высоким уровнем противодействия коррупции и минимальным уровнем ее рисков. Здесь наблюдался минимальный уровень сопряженной угрозы инвесторам, кредиторам, деловым партнерам и иным заинтересованным сторонам. Сюда вошли ООО УК «Металлоинвест», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Ростелеком» , ПАО «Россети», ПАО «РусГидро», ПАО «Сбербанк», Банк ВТБ, ПАО «СИБУР Холдинг», АО «СУЭК», ПАО «Россельхозбанк», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд», ПАО «Северсталь», ГК «Мегаполис», ООО «ЕВРАЗ», Концерн ВКО «Алмаз Антей», ООО «Филип Моррис сэйлс энд маркетинг», АО «Росгеология», ПАО ГК «Норильский никель» и ПАО «Трубная металлургическая компания».
В класс А2 включили предприятия с высоким уровнем противодействия коррупции, но более восприимчивые к рискам коррупции, чем компании из группы А1 (низкий уровень сопряженной угрозы). В группу вошли ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», АО «Почта России», ПАО «НЛМК» и ООО «Ключевые Системы и Компоненты».
Наконец, к классу А3 отнесли компании с хорошим уровнем противодействия коррупции, однако восприимчивость к ее рискам может привести к ухудшению положения. Тут требуется мониторинг уровня сопряженной угрозы инвесторам, кредиторам, деловым партнерам и иным заинтересованным сторонам. В данный перечень вошли ПАО «Интер РАО», ПАО «Т Плюс», ПАО «Газпром», ПАО «Транснефть», АО «Альфа-Банк», АФК «Система», ПАО «Объединенная авиастроительная компания», ПАО «Мегафон», МГПАО «Русал», ПАО «НОВАТЭК», ПАО «Розничная сеть Магнит» и ПАО «Татнефть».
Тем временем опросы, которые проводит бизнес-омбудсмен среди всех секторов предпринимательского сообщества, показывают менее оптимистичную картину. Существенные риски коррупции возникают при принятии нормативно-правовых актов, затрагивающих права и интересы предпринимателей. Их воздействие на условия ведения предпринимательской деятельности оценивается формально, что не позволяет предотвратить возможные издержки бизнеса и способствует коррупционным рискам.
Изменения в ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области предпринимательской деятельности, вносятся в непрерывном режиме в течение всего года. Это приводит к постоянному росту затрат бизнеса на адаптацию к ним, увеличивает риски предпринимательской деятельности.
Процедура оценки регулирующего воздействия (ОРВ) носит рекомендательный характер, применяется только в отношении проектов нормативно-правовых актов, разрабатываемых Правительством РФ, и не распространяется на иных субъектов законодательной инициативы.