Глава регулятора Эльвира Набиуллина рассказала в Совете Федерации, что ЦБ РФ считает важным распространить механизм ограничения полной стоимости кредитов на все виды ссуд, а не только на ипотеку. То есть Э. Набиуллина по-прежнему считает, что в росте инфляции повинны люди, занимающие деньги на покупку штанов или телефонов.
Председатель Банка России изложила сенаторам такую версию своих действий: «Чтобы люди видели честную стоимость кредита со всеми „накрученными опциями“, с середины следующего года вступит в силу требование об ограничении полной стоимости кредита по ипотеке. Но мы считаем важным распространить такой механизм на все кредиты, для этого нужно изменение законодательства. И просим здесь вашей поддержки».
Сенаторы не спорили.
Э. Набиуллина развивала мысль. Она поделилась такой информацией: Банк России считает, что покупки в рассрочку должны учитываться в кредитной истории россиян.
Возражений из зала, конечно, не было.
Глава ЦБ РФ говорила о проблеме, связанной с активным вовлечением нефинансовых организаций в финансовую сферу примерно так, как иногда говорят о вовлечении несовершеннолетних в преступные сообщества.
«Рассрочка — один из примеров, — взволнованно говорила Э. Набиуллина. — Потому что рассрочка по экономической сути — это кредит... Но это не регулируется... Я не предлагаю полное регулирование включать. Но первое должно быть, на наш взгляд, то же раскрытие информации людям, как и по кредитам, чтобы они понимали, какую нагрузку в рамках рассрочки они несут и какую цену они платят в конечном счете».
После такого призыва защитить наивных граждан главный банкир страны заявила о необходимости подумать, чтобы данные о рассрочке передавать в бюро кредитных историй.
«Потому что покупка дорогого товара в рассрочку — это долговая нагрузка на людей. И когда банк дает кредит, он видит только закредитованность в других банках, а то, что человеку нужно большую часть дохода тратить на то, чтобы платить деньги по рассрочке, он этого не видит. На наш взгляд, нужно подумать о том, чтобы здесь внести вот эти элементы. Это комплекс сложных вопросов, мы готовы их с вами обсуждать, их надо решать на законодательном уровне».
Сенаторы не спорили.
Трудно спорить с тем, что если почти все граждане перестанут покупать товары и услуги, то инфляция быстро скукожится. Правда, малый и средний бизнес — тоже, но это уже сопутствующие потери.