Экономическая активность в крупнейших государствах мира в сентябре продолжала расти, хотя темпы ее расширения замедлялись. В еврозоне Композитный флеш-индекс PMI опустился с отметки 59 баллов в августе до 56,1 балла в начале осени на фоне снижающегося спроса. В США спрос, наоборот, оставался высоким, но компаниям не хватало сырья и кадров, что привело к сокращению индикатора PMI с 55,4 до 54,5 балла. Деловая активность в Японии по-прежнему остается в негативной зоне, хотя Индекс PMI подрос с 45,5 до 47,7 балла.
Деловая активность в еврозоне в сентябре снизилась по сравнению с концом лета в результате сокращения спроса, сбоев в цепочках поставок и продолжающейся пандемии.
Композитный флеш-индекс деловой активности PMI еврозоны (Flash Eurozone Composite PMI) опустился с августовского уровня 59 до 56,1 балла. Впрочем, он все-таки остался в зоне благоприятной конъюнктуры (выше 50 баллов), хотя темпы роста экономической активности существенно снизились по сравнению с рекордными показателями июля.
Устойчивый, но постепенно снижающийся рост был зафиксирован в сентябре как в обрабатывающем секторе, так и сфере услуг. В обрабатывающей промышленности расширение деловой активности стало самым скромным с января текущего года, в сервисной отрасли — с мая 2021 г.
Приток новых заказов увеличивался самыми медленными темпами с апреля 2021 г., а рост спроса был почти незаметен как в обрабатывающем сегменте, так и в сфере услуг, что стало особенно наглядным на фоне исключительно сильной динамики, наблюдавшейся в предыдущие месяцы.
Нехватка сырья и материалов вновь привела к резкому росту затрат компаний на закупаемые ими ресурсы. В производственном секторе расходы росли самыми быстрыми темпами с сентября 2000 г. В сфере услуг инфляция затрат достигла наиболее высокого уровня с июля 2008 г.
Компании были вынуждены перекладывать возросшие затраты на «плечи» своих покупателей. В целом цены на готовые товары и предоставленные услуги росли быстрее, чем в среднем за последние двадцать лет, но тише, чем в июне и июле текущего года.
Темпы роста занятости снизились до четырехмесячного минимума, сократившись как в обрабатывающей промышленности, так и в сфере услуг вследствие определенных опасений относительно устойчивости спроса. Тем не менее темпы оставались одними из самых высоких за последние два десятилетия, поскольку предприятия продолжали восстанавливать и расширять свои мощности.
Замедление роста экономической активности особенно заметным было в Германии, где динамика была самой низкой с февраля нынешнего года. Причем ухудшение конъюнктуры было характерно как для производственного сегмента, так и для сферы услуг.
Во Франции также наблюдалось замедление деловой активности, которая опустилась до самого скромного уровня с апреля текущего года.
Наконец, предпринимательский оптимизм в еврозоне снизился до минимального уровня с января 2021 г., что связано с обеспокоенностью относительно продолжающейся пандемии, особенно в сфере услуг.
Американцы преодолевают сбои поставок и дефицит кадров
В Соединенных Штатах частные компании в ходе опросов IHS Markit сообщили о продолжении роста деловой активности, темпы которого, к сожалению, были самыми медленными за год.
Композитный флеш-индекс деловой активности PMI (Flash U.S. Composite Output Index) в США снизился с уровня 55,4 балла в августе до 54,5 в первом осеннем месяце. Темпы роста объемов производства были самыми скромными с сентября 2020 г. вследствие заметного замедления динамики в секторе услуг по сравнению с началом года.
Одновременно сократились темпы роста новых заказов, причем до самого низкого уровня с августа 2020 г. Показатели спроса в производственных фирмах оставались весьма приличными, а сфера услуг продолжала испытывать трудности, связанные с очередной волной COVID-19.
В то время как новые экспортные заказы промышленных предприятий увеличивались быстрыми темпами, сервисные компании зафиксировали значительное сокращение экспорта, поскольку вирусные ограничения препятствовали их работе.
Проблемы с поиском подходящих сотрудников мешали компаниям увеличивать персонал, что привело к незначительному росту занятости второй месяц подряд. Размеры незавершенных заказов сильно возросли из-за большой нагрузки на производственные мощности.
В этих непростых условиях предпринимательская уверенность держалась на приличном уровне. Оптимизм бизнесменов был связан с надеждами на улучшение клиентского спроса и устранение блокировок в цепочке поставок.
«Темпы роста экономической активности в США снизились в сентябре по сравнению со II кварталом, что стало результатом сочетания высокого спроса, задержек в цепочках поставок и нехватки рабочей силы. Особенно сложной оказалась ситуация в секторе услуг, что было связанно с распространением штамма ДЕЛЬТА», — отмечает главный экономист IHS Markit Крис Уильямсон.
Японии не удалось выйти в позитив
Предварительные данные опросов IHS Markit в Японии показали, что экономическая активность на предприятиях частного сектора страны продолжала снижаться в начале осени, поскольку объемы производства компаний сокращались пятый месяц подряд. Правда, темпы снижения были более мягкими, чем в августе, поскольку в секторе услуг наблюдалось существенное улучшение конъюнктуры.
«Фирмы частного сектора сообщили об усилении ценового давления, — подчеркивает экономист IHS Markit Усама Бхатти. — Цены на продукцию производственных компаний росли самыми быстрыми темпами за тринадцать лет, причем предприятия объясняли этот рост более высокими расходами на сырье, транспортировку и персонал в условиях сбоев в поставках и дефицита кадров».
Сокращение деловой активности, вероятно, сохранится до тех пор, пока не закончится последняя волна COVID-19 и не будут сняты ограничения, введенные в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении. Предполагается, что эпидемиологические меры будут постепенно отменяться с конца сентября.
«Вместе с тем японские компании частного сектора были оптимистичны в отношении улучшения условий ведения бизнеса в предстоящем году, причем степень их уверенности была выше, чем в августе, — комментирует ситуацию У. Бхатти. — Позитивные настроения были обусловлены ожиданиями того, что последствия пандемии уменьшатся после ускорения программы вакцинации, что приведет к восстановлению спроса внутри страны, а также со стороны внешних рынков».