Увеличение доли бюджетных расходов на здравоохранение может стимулировать экономический рост, уверены исследователи ВШЭ. Оптимальный размер инвестиций в среднем по субъектам Федерации должен составлять 5,9% ВРП. Это заметно больше, чем реально вкладывают регионы в здоровье своих жителей (порядка 3%). Невелика пока и доля затрат на здравоохранение в федеральном бюджете, причем в ближайшие годы она будет снижаться (до 4,9% в 2022 г.).
Пандемия COVID-19 показала важность инвестиций в здравоохранение, образование и науку, без которых невозможно было бы в сжатые сроки изучить новый вирус, разработать вакцину и рекомендации по лечению россиян. Вместе с тем у таких вложений должен быть осязаемый и в «мирное время» результат: улучшение здоровья населения, повышение производительности труда и объемов потребления и, как следствие, — рост валового продукта региона и ВВП страны.
Затраты на здравоохранение способствуют целому ряду позитивных изменений в субъектах Федерации и государстве в целом. Эти расходы становятся ключевым фактором увеличения продолжительности жизни, улучшения качества человеческого капитала, ускорения восстановления экономики после эпидемий и облегчения их последствий. Причем исследования экономистов показывают, что влияние инвестиций в здравоохранение мало заметно в краткосрочном периоде, но по прошествии пяти — десяти лет они могут дать существенную прибавку к ВВП.
На размере финансирования здравоохранения сказывается разница в благосостоянии российских регионов. В десяти самых богатых субъектах Федерации затраты на медицину и спорт на душу населения вдвое выше, чем в самых бедных. В большинстве же регионов на здравоохранение отводится не более 3% валового регионального продукта (ВРП), и это значение снижалось в 2013—2017 гг. во время оптимизации отрасли.
Между тем специальное исследование, которое провели эксперты факультета экономических наук «Вышки», показало, что увеличение расходов на здравоохранение влияет на размер ВРП. В ходе исследования предполагалось, что инвестиции будут давать рост ВРП до некоторого уровня, после которого отдача от дополнительных денежных вливаний будет невысока. Чтобы проверить эту гипотезу и найти оптимальное значение затрат на медицину и спорт, экономисты использовали данные о бюджетных расходах на данные цели в 80 регионах России.
Среди факторов, которые могут влиять на ВРП, экономисты рассмотрели разные категории госрасходов, уровень урбанизации в регионе (наличие предприятий и доступность образования повышают производительность труда и способствуют экономическому росту), структуру региональной экономики (чем больше источников дохода, тем она устойчивее), долю людей с высшим образованием как прокси-меру человеческого капитала, плотность дорог (она отражает развитие инфраструктуры), ВРП на душу населения, скорректированный на уровень инфляции (характеризует степень развитости экономики региона), индекс инвестиционных рисков (характеризует инвестиционный климат) и состояние банковской системы.
Влияние инвестиций в здравоохранение было учтено отдельно от всего перечисленного выше. Кроме того, аналитики ВШЭ допускали, что регионы могут влиять друг на друга, например, если компания из одной области выполняет госзаказ в другой или более богатый регион перетягивает работников из соседних областей.
Расчеты подтвердили, что увеличение доли расходов на здравоохранение может стимулировать экономический рост. Оптимальный размер инвестиций в среднем по регионам должен равняться 5,9% ВРП — это заметно выше, чем вкладывают территории в действительности. Таким образом, наращивая финансирование здравоохранения, регион закладывает фундамент для будущего экономического роста.
«События последних двух лет показали острую необходимость государственной поддержки систем здравоохранения в регионах России. Накопленное недоинвестирование в сферу здравоохранения привело к массовым разрывам экономических связей в регионах в период пандемии и необходимости значительных государственных вливаний для восстановления экономики, — отметила старший преподаватель факультета экономических наук ВШЭ Елена Каяшева. — Наше исследование выявило, что поддержание доли расходов на уровне 5,9% ВРП позволит максимизировать экономический рост регионов России за счет данного фактора».
Оставляет желать лучшего и доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете. Исключение составил только кризисный 2021 г., когда в России государство потратило в целом на здравоохранение 5,8% ВВП (для сравнения: еще до пандемии в 2020 г. во многих странах Европы этот показатель составлял около 10%, в США — почти 17%).
Однако уже в следующем году доля затрат на здравоохранение в общем объеме расходов федерального бюджета уменьшится. В пояснительной записке к проекту федерального бюджета, который на днях внесен в Госдуму, отмечается, что данный параметр снизится до 4,9%. При этом часть направлений расходов возрастет, а часть — сократится.
Бюджетные ассигнования по разделу «Здравоохранение» в 2022 г. составят 1243465,8 млн руб., в 2023 г. — 1210775,9 млн руб., в 2024 г. — 1237932,4 млн руб. К объему ВВП соответствующего года доля расходов раздела «Здравоохранение» составит в 2022 и 2023 гг. — 0,9%, в 2024 г. — 0,8%.
«Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными законом № 385-ФЗ [„О федеральном бюджете на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг.“], увеличены в 2022 г. на 104268,2 млн руб., в 2023 г. — на 102095,9 млн руб., в 2024 г. — на 27156,5 млн руб.», — отмечается в сопроводительной записке к проекту госбюджета.
С одной стороны, увеличение ассигнований на 8 млрд руб. запланировано на реализацию Послания Президента РФ Федеральному Собранию, в частности, на углубленную программу профилактических медицинских осмотров и диспансеризации населения в 2022 г. На реализацию инициативы «Оптимальная для восстановления здоровья медицинская реабилитация» в 2022 г. ассигнования увеличены на 9,2 млрд руб., в 2023 г. — на 10 млрд руб.
С другой стороны, предусмотрено уменьшение бюджетных ассигнований на предоставление бюджетам субъектов РФ иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение расходов на организационные мероприятия, связанные с обеспечением лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, юношеским артритом и рядом других заболеваний.