Эксперты отмечают, он держится за счет непродовольственной розницы и туризма, активно отыгрывающего антиковидные потери. А рост трат на товары повседневного спроса вдвое ниже общего уровня.
Проводимый лабораторией СберИндекс еженедельный замер динамики потребительского спроса показал, что в период с 20 по 26 сентября 2021 г. прирост расходов домохозяйств на товары и услуги составил 15,2% в годовом измерении.
Аналитики лаборатории отмечают, что спрос продолжает охлаждаться на фоне исчерпания выплаты пенсионерам и военнослужащим. По сравнению с предшествовавшей неделей траты сократились преимущественно в продовольственных товарах и секторе услуг (на 1,5—2 п.п.).
Однако общий уровень расходов все еще остается повышенным. Дополнительный спрос сконцентрирован в непродовольственной рознице (+22,0% год к году после +22,8% неделей ранее), отмечают авторы исследования.
Также, по их подсчетам, в последние три месяца порядка 0,6—0,7% от общего объема трат домохозяйств «отъедает» восстанавливающийся выездной туризм. Идет процесс, обратный тому, что происходил в 2020 г. По оценкам аналитиков СберИндекса, за июль — сентябрь 2021 г. на внешние рынки «мигрировало» 1,2 млрд долл. (почти 87 млрд руб.) расходов.
Однако они отмечают, что в большой картине мира пандемические ограничения на зарубежные поездки все еще оказывают поддержку внутреннему спросу. Выездной туризм, считают авторы исследования, в этом году составит порядка 1/5 от объемов 2019 г., а оставшаяся его часть вынужденно превратится в локальные расходы.
Индекс потребительской активности на рассматриваемой неделе снизился до 75,7 п. на фоне снижения разнообразия структуры трат.
Также еженедельный анализ потребительского спроса, проводимый исследовательским холдингом «Ромир», но только на товары повседневного спроса, показал ровно вдвое меньший рост расходов домохозяйств, чем у СберИндекса, и сильное его торможение по сравнению с собственным замером неделей ранее.
С 20 по 28 сентября 2021 г., по данным «Ромира», средние недельные расходы россиян составили 5255 руб., что на 2,1% (на 106 руб.) больше, чем за предшествовавшую неделю, а по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. они выросли на 7,6% (на 370 руб.).
Напомним, что неделей ранее (с 13 по 19 сентября) эксперты холдинга зафиксировали рост средних недельных расходов в годовом выражении на 13,6%, то есть в 1,8 раза выше.