Это, в частности, показало исследование, проведенное лабораторией СберИндекс и «Платформой ОФД».
Доля безналичного торгового оборота по итогам III квартала 2021 г. составила 58,8% от всех расходов россиян. Аналитики лаборатории СберИндекс (www.sberindex.ru) и «Платформы ОФД» считают, что в текущем квартале наверняка будет преодолена отметка в 60% трат. При этом, отмечают они, на онлайн-траты в III квартале пришлась пятая часть (20,6%) от безналичного оборота, а в сентябре платежи через интернет установили рекорд, составив 12,6% от всех расходов граждан на товары и услуги, включая оплату наличными.
Список регионов с наибольшим проникновением безналичных платежей стабильно возглавляют дальневосточные и северные регионы, а самый высокий показатель наблюдается в Ненецком АО (72%).
При этом в лидерах по приросту показателя за год заметны изменения. В III квартале в топ-10 вошли популярные туристические направления: Ростовская область (+6,6 п.п.), Ярославская область (+6,4 п.п.) и Краснодарский край (+6,2 п.п.). В Сочи по карте было оплачено почти 60% покупок, что соответствует росту на 7,7 п.п. к III кварталу 2020 г.
Продолжается активное развитие карточных платежей на Северном Кавказе, хотя, как замечают авторы исследования, ранее жители региона крайне неохотно отказывались от наличного оборота. В топ-10 по росту проникновения вошли Пятигорск (+7,7 п.п.), Ессентуки (+7,5 п.п.) и Нальчик (+7,1 п.п.).
По данным «Платформы ОФД», в отраслевом разрезе главными драйверами являются общепит и FMCG-ритейл. На них приходится все улучшение относительно 2020 г.
Продолжает сокращаться доля безналичного оборота в сегментах «Строительные и хозяйственные товары» и «Электроника» (–1,2 п.п. и –0,4 п.п. относительно 2020 г. соответственно).
При этом доля трат внутри экосистем, по оценкам аналитиков СберИндекса и «Платформы ОФД», в 2021 г. стагнирует на уровне 3,1—3,4%. По их словам, прирост пирога делят между собой самостоятельные игроки в е-com.
Доля безналичного оборота в разрезе основных категорий розничной торговли, %
Категории |
Значение |
---|---|
Рестораны |
79,6 |
Одежда |
75,5 |
Кафе, столовые |
73,6 |
Фаст-фуд |
69,5 |
Электроника |
68,2 |
Супермаркеты |
65,6 |
Гипермаркеты |
62,3 |
Строительные и хозяйственные товары |
57,7 |
Магазины у дома |
56,6 |
Источник: СберИндекс