Следственный комитет России подготовил новый законопроект в сфере уголовного процесса при выявлении экономических преступлений в части уплаты налогов, сборов и взносов, предусмотренных ст. 198—199.1, 199.3, 199.4 Уголовного кодекса РФ.
Планируется внести изменения, в частности, в ч. 7 и 8 ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регулирующие порядок взаимодействия органов дознания, Следственного комитета России и налоговых органов при выявлении признаков налоговых преступлений в деятельности налогоплательщиков (плательщиков сборов, взносов).
На практике чаще всего сообщения о налоговых преступлениях поступают в правоохранительные органы от налоговых органов, как от основного администратора контроля за налогообложением. На 2020 г. было проведено более 60 млн камеральных проверок и около 6 тыс. выездных налоговых проверок, из которых с выявленными правонарушениями — более 2 млн проверок и 5,6 тыс. соответственно. При этом действующее законодательство предусматривает и обратный порядок движения информации о возможном налоговом преступлении — от правоохранительных органов к органам ФНС (по статистике, до 3 тыс. в год).
Основная (хотя и не единственная) магистраль движения информации в этом случае будет выглядеть так:
-
ШАГ 1. Информация собирается органом дознания (МВД).
-
ШАГ 2. Информация направляется в Следственный комитет.
-
ШАГ 3. Следственный комитет передает данные в органы ФНС (в течение 3 дней с момента получения).
-
ШАГ 4. Налоговый орган дает заключение о том, насколько правильно произведен расчет недоимки и были ли выявленные данные предметом налоговой проверки (15 дней).
-
ШАГ 5. Следственный комитет принимает процедурное решение о перспективах уголовного дела.
При этом, как отмечается в том числе в пояснительной записке к законопроекту, исходя из положений действующей редакции ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ до конца не ясно, кто именно должен составлять предварительный расчет недоимки: сам орган дознания на основании данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, или же следователь на основании информации, переданной органом дознания в сообщении о преступлении.
Вносимые в рамках законопроекта поправки закрепят данную обязанность непосредственно за органами дознания. Данное решение мотивировано, вероятно, тем, что у следователей попросту нет возможности произвести такой расчет в течение 3 дней с момента поступления к ним соответствующего сообщения от органов дознания, а отсутствие расчета создает необходимость проведения дополнительных проверок, в том числе и не приводящих к выявлению каких-либо оснований для возбуждения уголовного дела.
Законопроект также предусматривает определение состава документов, которые направляются в налоговые органы для проверки, а также порядка взаимодействия между СК и ФНС в части обмена информацией и документами в рамках проверки наличия основания для возбуждения уголовного дела. Планируется, что эти вопросы будут урегулированы совместным нормативно-правовым актом Следственного комитета и ФНС.