Страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) показали завидный рост ВВП по итогам восьми месяцев нынешнего года. Самая быстрая динамика наблюдалась в Армении (4,9%) и России (4,7%), в Беларуси и Казахстане прирост равнялся 3%, лишь в Кыргызстане экономика продолжала буксовать (–0,3%). Вместе с тем эксперты ЕАБР отмечают высокий уровень инфляции, который стимулирует центральные банки увеличивать ключевую ставку, что, в свою очередь, негативно влияет на рост экономики.
Экономический рост в Армении в январе — августе 2021 г. составил 4,9% год к году, подчеркивается в макроэкономическом обзоре за октябрь Евразийского банка развития (ЕАБР). Увеличение выпуска в сегментах строительства, услуг и торговли продолжает стимулировать деловую активность. Так, размеры строительных работ возросли на 7,3% за восемь месяцев текущего года. Объемы строительства поддерживают заказы государства за счет бюджетных средств и наращивание ипотечного кредитования (на 37,8% год к году). В предстоящие месяцы до конца 2021 г. рост ВВП будет сдерживаться в результате постепенного сокращения отложенного спроса, снижения бюджетных расходов и ужесточения денежно-кредитной политики. В целом за год темпы экономического прироста в Армении, по оценке ЕАБР, будут равняться 4,9%.
Российская экономики по результатам восьми месяцев 2021 г. продемонстрировала рост на 4,7% год к году, что, по мнению аналитиков ЕАБР, свидетельствует о переходе к сбалансированной динамике после восстановительного всплеска. В подавляющей части секторов экономики в августе наблюдалась выраженная позитивная динамика.
Объем промышленного производства увеличился на 4,5%, размер выполненных строительных работ — на 7%, оборот розничной торговли — на 8,8%. В минусе оказалось сельское хозяйство (сокращение на 3,4%) в результате уменьшения урожайности некоторых культур. Базовый сценарий ЕАБР предусматривает рост российского ВВП на 4,3% в целом за 2021 г. Интересная деталь: в качестве основного фактора риска для динамики отечественной экономики эксперты банка указали непредсказуемый характер развития эпидемиологической ситуации (сам прогноз вышел до принятия руководством страны решения о локдауне в начале ноября).
В Беларуси прирост ВВП по итогам восьми месяцев нынешнего года равнялся 3%, при этом промышленность «прибавила в весе» 8,6%. Деловая уверенность белорусских компаний в сентябре возросла. Индекс экономических настроений в промышленности, который представил Национальный банк страны, поднялся на 1,9 п.п. (до отметки 5,3%). В первом месяце осени, по расчетам ЕАБР, немного увеличились балансы оценок топ-менеджеров предприятий текущих и ожидаемых размеров производства, а также показателей спроса. В то же время экономическая активность в розничной торговле, секторе строительства и на транспорте остается умеренной. Базовый сценарий прогноза ЕАБР предполагает рост экономики страны в текущем году на 2,5%.
Казахстанская экономика сохраняет положительную динамику. Местный ВВП в течение восьми месяцев 2021 г. увеличился на 3% год к году. Вместе с тем экономическая активность в последнем месяце лета немного ослабла в результате ухудшения эпидемиологических условий. Коронавирусная атака затронула отрасль розничной торговли и коснулась обрабатывающего сектора. Сервисные компании с трудом преодолевали трудности, вызванные ограничительными мерами. Сельское хозяйство вышло в зону позитивной динамики (+1,2% в августе после –0,2% в июле), получив от государства поддержку, нацеленную на снижение отрицательного влияния засухи.
Небольшой отрицательный тренд (–0,3%) показала в январе — августе 2021 г. экономика Кыргызстана. Вместе с тем без учета негативной динамики золотодобывающей компании «Кумтор Голд» прирост киргизской экономики за восемь месяцев составил 3,6%. Сельское хозяйство сократилось на 4,9%, строительство снизилось на 9,1%. На этом фоне сфера услуг показала рост, в том числе наиболее пострадавшие от вируса отрасли.
Цены растут быстрее ВВП
Практически во всех государствах Евразийского экономического союза в начале осени быстро растут цены. В России в сентябре они подскочили на 7,4% год к году, в Казахстане и Армении — на 8,9%, в Беларуси — на 10,2%. Особенно резко увеличились цены на энергоносители, отмечают аналитики ЕАБР. Так, котировки газа на спотовом рынке взлетели в пять раз выше уровня, который наблюдался до пандемии. Причинами ценового рывка стали надвигающаяся зима, не всегда продуманные шаги, связанные с переходом к экологически чистой энергетике и, по всей вероятности, спекуляции на биржевых площадках. Вслед за голубым топливом вверх потянулись цены на нефть, которые поднялись выше 80 долл. за баррель первый раз с 2018 г.
Тем не менее эксперты ЕАБР считают, что в основе галопа цен лежат временные, а не структурные изменения, поэтому ценовая спираль вряд ли будет раскручиваться дальше. «Фундаментально все это — проявления инфляции активов как результата сверхмягкой денежно-кредитной политики в США, Еврозоне и т.д. вкупе с „поврежденными“ ковидом цепочками поставок, — отмечает главный экономист ЕАБР и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) Евгений Винокуров. — Мы не думаем, что ценовая спираль будет раскручиваться и дальше».
Перебои в глобальных цепочках поставок и рывок цен на энергоносители представляют собой, по словам г-на Винокурова, временные явления, а не структурные изменения. Мировая экономика достаточно сильна, чтобы решить данные проблемы. «И чипы, и контейнеры, и поставки энергоносителей — это все решаемые задачи, — уверен главный экономист ЕАБР. — Однако скрытая сила „ковидных повреждений“ в мировой экономике, а также сильнейшее влияние монетарной политики таковы, что нейтрализация инфляционного воздействия этих факторов может занять больше времени, чем ожидалось».
Ключевая ставка как тормоз инфляции
В ответ на резкий рост цен центральные банки стран ЕАЭС ужесточают денежно-кредитную политику. «Возрастают риски закрепления инфляции на повышенных уровнях относительно целей денежно-кредитных регуляторов. В связи с этим мы допускаем дальнейшее повышение ключевых процентных ставок в государствах — участниках ЕАЭС до конца текущего года, — комментирует ситуацию Евгений Винокуров. — В России мы ожидаем увеличения ключевой ставки в октябре на 0,25—0,5 п.п. (до 7—7,25%), а в Казахстане — на 0,25 (до 9,75%)».
С этим мнением согласен аналитик Промсвязьбанка Денис Попов: «Ожидается, что ЦБ ухудшит краткосрочный прогноз инфляции и с высокой вероятностью среднесрочной динамики ключевой ставки».
По оценке Промсвязьбанка, возможно повышение ключевой ставки на 50 б.п. (до 7,25%). Главный аргумент — существенный рост риска сохранения инфляции на высоком уровне продолжительный период времени.