Соответствующий проект направлен на рассмотрение в Минпромторг, Минцифры и ЦБ РФ. Думают не просто сжигать попутный газ, а генерировать при этом электроэнергию, которой надо много для вычислений. Для непосредственной добычи крипты, как заведено, пригласят, видимо, иностранцев — китайцев, которым дома запрещено заниматься майнингом и тратить электричество в громадных объемах.
Автор канала «Редакция» Алексей Пивоваров сразу восхитился инициативой. Он пишет: «Так и представляю обновленную сцену из советской хроники: суровый работяга, добывший первую тонну биткоина, радостно погружает в нее свое лицо и обещает добыть в сто раз больше».
Но, похоже, ностальгически радоваться таким сусальным сценам еще рано. Большинство экспертов считают, что проект может быть интересен иностранным инвесторам, в первую очередь из Китая, где майнинг запрещен.
Как сообщил «Коммерсантъ», официально проект по майнингу сейчас есть только у «Газпром нефти». В 2020 г. компания запустила его на своем месторождении в Ханты-Мансийском АО. За месяц партнерам компании удалось добыть 1,8 BTC, сообщал Forklog. В самой «Газпром нефти» не комментируют этот вид деятельности и не разъясняют, что за партнеры у компании.
Раньше попутный нефтяной газ сжигали прямо на месте — это был самый дешевый способ избавиться от него, хотя и самый «грязный». Сегодня иначе. По итогам прошлого года утилизация попутного газа в России превысила уровень 82,5%.
Эксперты поясняют, в чем подвох. Мало извлечь газ, его еще нужно как-то использовать, а это проблема.
«Наиболее интересно и эффективно — это, конечно, поставлять газ в систему магистральных трубопроводов и отправлять дальше на крупные рынки сбыта, в том числе на экспорт. Но практически везде, где, собственно, остро стоит вопрос утилизации ПНГ, такой инфраструктуры нет и не предвидится. Соответственно, остается либо закачивать в пласт для поддержания пластового давления нефти, но это не везде актуально, либо пробовать строить какие-то газохимические предприятия, но это очень дорого и, опять же, упирается в логистику, либо пытаться производить электроэнергию и тепло, но здесь, собственно, сложность в том, что нет потребителей. И, соответственно, привлечение дата-центров и майнинговых ферм — это попытка найти новых крупных потребителей, которые могли бы обеспечить утилизацию и тем самым — монетизацию газа», — рассказал на радио «Бизнес ФМ» замдиректора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Другие аналитики обращают внимание, что неслучайно майнинговые фермы в развитых странах размещают иногда рядом с источниками возобновляемой энергии. То есть рядом с ветряками, рядом с электростанциями, которые работают на солнечных панелях. Так получается дешевле, чем платить за электроэнергию по тарифу. Если у нас компании будут производить собственную электроэнергию и станут сами устанавливать на нее тариф, это будет не по той же обязательно цене, по которой все мы платим за электроэнергию в обычных домовладениях или даже в специальных зонах. Если цена на электроэнергию будет ниже, то можно привлекать самых разных заказчиков под майнинг.
Однако мало шансов на то, что Банк России согласится разворачивать производство криптовалют в России, так как ЦБ хочет свой, абсолютно контролируемый и управляемый цифровой рубль.