Минфин России пересмотрел свои взгляды и признал возможным учет в расходах по налогу на прибыль суммы НДС, исчисленной при раздаче рекламной продукции (письмо от 10.09.2021 № 03‑03‑10/73599).
Передача рекламной продукции, обладающей признаками товара и стоимостью более 100 руб., облагается НДС (письмо Минфина России от 26.07.2021 № 03‑03‑06/1/59638, п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», постановление АС Московского округа от 20.06.2018 № Ф05-8543/2018 по делу № А40-117346/2017). При этом компания должна составить счет-фактуру и зарегистрировать ее в книге продаж (п. 3 ст. 169 НК РФ).
Поскольку рекламная продукция передается неопределенному кругу лиц, в строках «покупатель», «адрес», «ИНН/КПП покупателя» счета-фактуры ставится прочерк. То есть фактически счет-фактура составляется в одном экземпляре и покупателю не предъявляется. Так как НДС при передаче рекламной продукции уплачивается компанией за счет собственных средств, возникает вопрос: можно ли учесть затраты на уплату данного налога в расходах по налогу на прибыль?
Ранее Минфин России был категорически против этого (письма от 11.03.2010 № 03‑03‑06/1/123, от 08.12.2009 № 03‑03‑06/1/792, от 22.09.2006 № 03‑04‑11/178). Свою позицию финансисты объясняли следующим образом. Суммы налогов, предъявленные в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), в расходах по налогу на прибыль не учитываются (п. 19 ст. 270 НК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей. Таким образом, суммы НДС, исчисленные налогоплательщиком при безвозмездной передаче рекламной продукции, в расходы при исчислении налога на прибыль не включаются.
В комментируемом письме финансисты поменяли свое мнение. Они указали, что исчисленный при безвозмездной передаче имущества НДС не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 16 и 49 ст. 270 НК РФ. Однако при передаче клиентам рекламной продукции НДС формируется в рамках осуществления рекламных мероприятий. Подпункт 28 п. 1 ст. 264 НК РФ позволяет включать в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, затраты на рекламу с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ. Согласно последней норме затраты на рекламу, не указанные в абз. 2—4 п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. В связи с этим НДС, исчисленный при передаче рекламной продукции, можно учесть в составе расходов на рекламу с учетом вышеуказанного лимита.
Отметим, что суды допускают учет НДС, исчисленный при безвозмездной передаче имущества, в том числе рекламной продукции, в расходах по налогу на прибыль в полном объеме. Так, АС Московского округа в постановлении от 09.12.2015 № Ф05-16782/2015 по делу № А40-10526/15 разъяснил, что сумма НДС, начисленная в соответствии с законодательством РФ при безвозмездной передаче имущества, но не предъявленная покупателю, по сути, является расходом для налогоплательщика, поскольку уплачивается в бюджет за счет собственных средств. Поэтому она может включаться в состав расходов при расчете налога на прибыль на основании подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. К аналогичному выводу пришел и ФАС Северо-Кавказского округа в постановлении от 13.08.2010 по делу № А32-2525/2009-70/36 в отношении НДС, исчисленного при передаче рекламной продукции. При этом он отметил, что при безвозмездной передаче продукции в рамках рекламной кампании НДС не предъявлялся лицам, которым безвозмездно предоставлялась рекламная продукция. Поэтому п. 19 ст. 270 НК РФ в такой ситуации неприменим.