Трансграничное регулирование углеводородных выбросов, которое вводит ЕС (а в недалеком будущем и Китай), может сильно «нагрузить» отечественный экспорт сырьевых товаров. При этом российская природа больше других стран пострадает от повышения температуры атмосферы. Минэкономразвития настаивает на международном признании вклада наших лесов в очищение воздуха, нейтральности атомной энергетики и создании глобальной системы углеродных единиц. Это поможет нашему бизнесу избежать лишних поборов и уверенно реализовывать климатические проекты.
Борьба против повышения температуры атмосферы Земли, которое может привести к непредсказуемым последствиям для всего человечества в результате стихийный бедствий, априори носит глобальный и многосторонний характер.
«Здесь есть ключевой вопрос, — отметил глава Минэкономразвития Максим Решетников в своем выступлении на Форуме стратегов — 2021, который прошел в Санкт-Петербурге на днях. — Сколько это будет стоить и кто за это заплатит?»
К примеру, план трансграничного регулирования углеводородных выбросов, предложенный Европейской комиссией, предусматривает дополнительное налогообложение поставок ряда товаров из зарубежных стран с целью их стимулирования к внедрению экологичных технологий производства.
Подобный подход явно импонирует Китаю, который тоже является крупнейшим импортером сырья, включая металлы, нефть, газ и другие «дары природы». Поднебесная также рассматривает вопрос о дополнительных сборах с иностранных поставщиков этих товаров.
Для России эти действия наших западных и восточных партнеров представляют собой дополнительные и существенные вызовы. «В первую очередь это угроза для отдельных элементов нашего экспорта, — считает М. Решетников. — Хотя ее тоже не надо переоценивать — реально мы почувствуем на себе энергопереход, скорее, к 2030 г. В то же время то, что мы сейчас видим на энергорынке Европы, например, также на нас влияет. Это тоже последствия энергоперехода, по крайней мере, его форсированного варианта — попытки ускоренным образом вывести из эксплуатации угольную генерацию, которые привели к этим [ценовым] пикам».
Вместе с тем потепление атмосферы в северных широтах идет гораздо быстрее, чем в южных краях, а в нашей стране огромная часть территории расположена в северной зоне, включая арктические земли. В результате за последние десять лет потепление в Российской Федерации составило почти полградуса, что приводит к аномальным погодным явлениям и стихийным бедствиям. Наводнения в южных регионах страны и чудовищные по своим масштабам пожары в Якутии в нынешнем году стали яркими примерами тяжелейших последствий изменения климата.
Уязвимость российской природы от глобального потепления еще раз подтвердил Глобальный индекс климатического неравенства, который представила международная группа экспертов в журнале Science Advances. По оценке этого исследования, вклад России в глобальное потепление невелик, но потери от изменения климата будут огромные.
На этом, прямо скажем, сложном и тревожном фоне Россия стремится сформировать свою Стратегию развития страны с низким уровнем выбросов парниковых газов, включающую внутреннюю и внешнюю повестку.
На внутреннем фронте борьбы за чистоту экологии необходимо создание собственной системы углеродного регулирования. В этих целях принят закон об ограничении выбросов парниковых газов, который предусматривает введение обязательной углеродной отчетности. «На ее основе мы должны понять, в каких отраслях экономики, в каких регионах и сколько идет выбросов, — прокомментировал ситуацию г-н Решетников. — Есть поручение президента изначально сделать эту отчетность верифицируемой — у нас будут специальные верификаторы, которые будут подлежать государственной аккредитации. Появятся необходимые специалисты и институты, которые эту углеродную бухгалтерию будут очень четко проверять».
Важным элементом Стратегии станут климатические проекты, механизм реализации которых планируется запустить со следующего года. «На них уже сейчас есть спрос со стороны наших компаний, потому что не единичны примеры, когда они экспортируют свою продукцию с так называемым нулевым углеродным следом — иными словами, они компенсируют углеродный след продукции приобретением тех самых единиц сокращения выбросов — но не внутри страны, а где-то в третьих странах, — отметил глава экономического ведомства. — Наша задача — за следующий год эту инфраструктуру развернуть».
Одновременно разрабатывается механизм, нацеленный на борьбу со снижением загрязнения атмосферы в регионах. В его основе находится жесткая модель углеродного регулирования по аналогии с европейской практикой, предполагающей создание системы торговли квотами и обязательное выполнение этих правил местными компаниями.
Такой подход успешно отрабатывался в ходе сахалинского эксперимента. Теперь его правила легли в основу разработанного Минэкономразвития законопроекта, который планируется внести в Государственную Думу до конца текущего года.
Международный аспект экологической борьбы России предполагает не только активную защиту климата, но и отстаивание интересов нашей страны на международном уровне. Так, Минэкономразвития намерено на Конференции ООН по климату в Глазго добиваться признания технологической нейтральности отечественной атомной энергетики, которую наша страна относит к низкоуглеродным отраслям экономики.
Очень важно объективно оценивать показатели лесоклиматических проектов. Ведь российские леса, которыми так богата наша страна, обладают огромной способностью поглощения углеводородов и очищения воздуха, который потом используют все жители планеты, включая Европу и Китай.
Наконец, Минэкономразвития подчеркивает необходимость выработать международный механизм взаимного признания углеродных единиц, эмитированных компаниями разных стран. Это даст возможность снижать или полностью снимать дополнительные сборы зарубежных стран с отечественных компаний, активно внедряющих экологически чистые технологии.
Отечественное бизнес-сообщество, по словам президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, также считает очень важным добиваться учета при оценке углеродного следа компаний результатов всех климатических проектов, в которых участвуют предприятия.
Отсутствие их объективной оценки станет очевидным подтверждением коммерческой направленности трансграничного углеродного регулирования без содержательной связи с достижением благородных целей сохранения мировой экологии.