За 1-е полугодие текущего года российская транспортная система частично восстановилась после прошлогоднего снижения. Объем грузоперевозок даже смог вернуться на допандемийный уровень. Но большинство пассажирских секторов восстановились лишь на 80%. Впрочем, есть на рынке сегменты, которые активно развиваются. Среди них — гиперлокальная доставка, курьерские услуги и все виды шеринга — от авто до самокатов.
Согласно данным Минтранспорта, в прошлом году транспортная мобильность впервые за четверть века заметно сократилась. Наиболее заметно на индикаторе отразилось падение пассажиропотока на воздушном и железнодорожном транспорте, а также почти полная остановка междугороднего автобусного сообщения из-за установленных ограничений.
Отечественная транспортная индустрия пережила две волны снижения пассажиропотоков. Наиболее мощное сокращение наблюдалось в марте — мае 2020 г. после введения нерабочих дней и самоизоляции граждан. Вторая волна спада произошла в октябре — декабре 2020 г. Она оказалась не такой сильной, хотя рост заболеваемости в это время был более существенный.
Пандемия привела к кардинальному сокращению доходов предприятий общественного транспорта от продажи билетов. Граждане старались ограничить использование общественного пассажирского транспорта из-за рисков заражения в пользу личных авто, а также средств индивидуальной мобильности (велосипеды, скутеры и др.).
По данным исследования агентства Национальные Кредитные Рейтинги (НКР), объемы перевозок на метро, трамваях и троллейбусах в целом по стране за прошлый год снизились на 19% — до 4,7 млрд человек. За январь — июнь текущего года пассажиропоток московского метро вернулся на уровень 2019 г., увеличившись на 1,7%. В регионах же «подземка» возвращает себе потерянные позиции не так быстро. Например, в Санкт-Петербурге пассажиропоток в 1-м полугодии 2021 г. был на 20% ниже того же периода 2019 г.
Довольно стабильно в период пандемии работают грузоперевозки. Их общий объем, по данным НКР, сократился за предыдущий год всего на 6%, до 7,8 млрд т. Наиболее заметное падение наблюдается в грузоемких сырьевых секторах (уголь, черные металлы, нефть и нефтепродукты, цемент и пр.). В среднем погрузка уменьшилась на 8—10% в 2020 г., что стало причиной снижения железнодорожных грузоперевозок на 3% (до 1,2 млрд т), автомобильных — на 6% (до 5,4 млрд т). Падение смягчило активное развитие интернет-торговли и значительный рост перевозок товаров повседневного спроса.
Во время прошлогоднего локдауна снизилось и число поездок на такси, но обороты большинства отечественных операторов и агрегаторов такси выросли за счет развития гиперлокальной доставки, курьерских услуг, каршеринга, корпоративного сервиса (B2B). По итогам 2020 г. доходы «Яндекс.Такси» увеличились в 1,5 раза, а валовой оборот сервиса «Ситимобил» — в два раза.
По данным сервиса по поиску работы и подбору персонала SuperJob, за год число вакансий для сотрудников служб доставки в России стало больше в 5,2 раза. После того как был объявлен новый локдаун, спрос на курьеров опять начал активно расти. Только за первые три недели октября текущего года он увеличился в целом по стране на 10% по отношению к прошлому месяцу.
Во время периода самоизоляции курьеры стали самыми востребованными работниками. За год число вакансий для курьеров в Москве увеличилось на 407%, за три недели октября по отношению к прошлому месяцу — на 18%. В Санкт-Петербурге по сравнению с октябрем прошлого года вакансий для курьеров стало больше в 4,8 раза, за три недели октября спрос вырос на 13%. В Волгограде годовой прирост спроса на курьеров вырос в 3,5 раза, в Воронеже — на 268%, в Екатеринбурге — в 3,8 раза.
Вместе с локальной доставкой на фоне снижения числа поездок в общественном транспорте активно развивается прокатный микротранспорт. В частности, по данным Дептранса Москвы, объем велопроката в столице вырос на 14%, а поездок на электросамокатах (кикшеринг) — в пять раз.
Сейчас, по данным «Трушеринг», в России работают около 50 кикшеринговых компаний. Они охватывают около 90 российских городов, что на 50% больше, чем год назад. Продвижению кикшеринга в регионах способствует то, что в небольших городах есть запрос на короткие поездки — из-за небольшой территории происходит больше транспортных сценариев в пределах 8 км. К тому же порог входа для использования шеринга самокатов ниже, чем, например, для каршеринга. А в некоторых городах спрос может расти из-за плохо развитой системы общественного транспорта.
Однако по сравнению с европейскими городами обеспеченность россиян прокатными самокатами намного ниже. Так, в Стокгольме на тысячу жителей приходится 19 самокатов, во Франкфурте и Дюссельдорфе — 12—13 самокатов. Даже в Варшаве показатель плотности самокатов (четыре самоката на тысячу человек) выше, чем в городах России, где на 2021 г. плотность составляет 1,5—2,5 самоката на тысячу человек в зависимости от города. Это еще раз подтверждает, что рынок РФ не насыщен и имеет значительный потенциал роста.