Размер государственного долга российских регионов за девять месяцев нынешнего года увеличился. Вместе с тем уровень долговой нагрузки субъектов Федерации — отношение долга к доходам региональных бюджетов — наоборот, снизился.
Общий объем государственного долга всех регионов по итогам января — сентября 2021 г. увеличился на 2,4%, поднявшись до отметки 2,556 трлн руб. В денежном выражении госдолг «прибавил в весе» 59,6 млрд руб.
Муниципальный долг тоже подрос — на 8,2% и сейчас его сумма составляет 355,6 млрд руб.
Суммарный размер государственного долга всех регионов и муниципалитетов по состоянию на 1 октября текущего года равнялся 2,911 трлн руб. (на 1% больше, чем в начале 2021 г.).
В большинстве субъектов Федерации (47) размер государственного долга сократился, в 22 регионах — вырос, в 16 — остался на прежней отметке.
Для измерения уровня долговой нагрузки эксперты Рейтингового агентства «РИА Рейтинг» сопоставили объем госдолга субъектов Федерации с размерами налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов и составили соответствующий рейтинг. Картина получилась более оптимистичная.
Общероссийский уровень долговой нагрузки субъектов Федерации после недолгого периода роста вновь сократился, на 3,4 п.п., и по состоянию на 1 октября текущего года равнялся 23,9%.
По итогам трех кварталов нынешнего года низкий уровень долговой нагрузки (или ее полное отсутствие) наблюдался в 12 субъектах Федерации. Большинство из них располагают хорошими запасами природных ископаемых, административными ресурсами или поддержкой федерального бюджета.
В Севастополе и Сахалинской области государственного долга просто нет.
В состав первой десятки регионов также вошли Тюменская (уровень долговой нагрузки 0,4%) и Ленинградская область (2%), Алтайский край (2,6%), Ямало-Ненецкий АО (3,3%), Приморский край (3,5%), Москва (4,8%), Ханты-Мансийский АО (5,1%) и Ненецкий АО (5,4%).
В целом уровень долговой нагрузки в большей части субъектов Федерации в течение трех кварталов текущего года сократился. Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым поступлениям уменьшилось в 74 регионах.
Самое существенное снижение произошло в Республике Хакасии, в которой в результате быстрого увеличения налоговых и неналоговых доходов (+46%) сократилась нагрузка на бюджет на 32,4 п.п.
Еще один лидер сокращения долгового бремени — Республика Карелия, где оно уменьшилось на 29,8 п.п. за счет роста налоговых и неналоговых поступлений (+51%) и сокращения госдолга (–13,3%).
Пермский край снизил задолженность по коммерческим кредитам, что дало возможность уменьшить госдолг на 64%. В регионе существенно увеличились налоговые и неналоговые доходы краевого бюджета (+52%), что дало возможность сократить долговую нагрузку на 29,5 п.п. (до 11,1%).
В Удмуртской Республике и Новгородской области долговой пресс ослаб на 25,7 и 20,8 п.п. соответственно в результате значительного увеличения налоговых и неналоговых поступлений бюджетов этих субъектов Федерации.
Группу аутсайдеров возглавила Томская область, в которой долговое бремя увеличилось на 24,1 п.п., главным образом в итоге увеличения госдолга на 38,8%.
В Республике Ингушетии долговая нагрузка стала тяжелее на 13,7 п.п. в результате стремительного нарастания размера государственного долга (+46,6%) на фоне более медленного увеличения налоговых и неналоговых доходов бюджета (+26,5%).
Долговой пресс в Республике Тыва увеличился за январь — сентябрь нынешнего года на 13,3% за счет роста задолженности на 54,7%, при этом прибавка налоговых и неналоговых поступлений местного бюджета (+22,6%) немного сократила нагрузку.