В третьем, окончательном чтении Госдума приняла закон о продлении до 1 января 2025 г. приостановки выплаты в полном объеме компенсации сбережений, помещенных во вклады в Сбербанк России в период до 20 июня 1991 г. Внесенный правительством документ является сопутствующим проекту федерального бюджета на 2022 г. и плановый период 2023—2024 гг.
Закон, по которому государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности сбережений, помещенных во вклады Сбербанка, был принят в 1995 г. По нему государство гарантирует восстановление и обеспечение сохранности сбережений, помещенных во вклады Сбербанка до 20 июня 1991 г., во вклады по договорам личного страхования и в государственные ценные бумаги СССР и РСФСР на территории России до 1 января 1992 г. Восстановление сбережений должно осуществляться переводом их в целевые долговые обязательства РФ с использованием долгового рубля. Стоимость одного долгового рубля определяется исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости данного набора и применяется при использовании и обслуживании целевых долговых обязательств России.
Но при переводе всех гарантированных сбережений граждан в целевые долговые обязательства Российской Федерации объем средств, необходимый для их погашения, составит в 2022 г. 49,7 трлн руб., в 2023 г. — 51,8 трлн руб., в 2024 г. — 53,9 трлн руб. Об этом сказано в сопроводительных материалах к документу.
«Финансовая оценка осуществлена исходя из общего объема гарантированных сбережений в сумме 345,54 млрд руб., размера единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации по состоянию на 30 декабря 2002 г. 31,51 долгового рубля (последняя дата его определения Росстатом) и индекса потребительских цен (инфляции) за период 2003—2024 гг.», — говорится в финансово-экономическом обосновании к документу.
Приостановка компенсаций продлевается ежегодно с 2003 г. Это объясняется тем, что правительство до сих пор не разработало законы, регламентирующие порядок применения долгового рубля и перевод вкладов в целевые долговые обязательства России, а также порядок их обслуживания. Но еще в правительстве констатируют отсутствие финансовых источников полной компенсации советских вкладов, что кажется самым главным.
К сведению
Комитет Госдумы по финансовому рынку в своем заключении отмечает, что ранее при рассмотрении аналогичных законопроектов в 2017, 2018, 2019 и 2020 гг. Госдума рекомендовала правительству разработать и внести в нижнюю палату парламента законопроект, регулирующий вопрос об исполнении обязательств государства по сбережениям граждан, однако этого сделано не было. Комитет подчеркивает необходимость ускоренной разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов, позволяющих государству в полной мере исполнить эти обязательства.