Аналитики считают, что именно торговля онлайн «вытащила» прошедшую в конце ноября кампанию распродаж.
Согласно подсчетам лаборатории СберИндекс, за период 22—28 ноября 2021 г. расходы на товары и услуги в России выросли в годовом измерении на 13,7%, а по сравнению с предшествующей неделей они существенно не изменились. При этом аналитики лаборатории отмечают, что вторая волна ноябрьских распродаж заметно повлияла на структуру трат.
Они констатируют некоторое замедление расходов на продовольствие (+6,7% год к году), тогда как в непродовольственной части, наоборот, появился дополнительный спрос (+17,4% в годовом выражении против +15,0% неделей ранее).
Авторы анализа отмечают интересные итоги «черной пятницы». По их данным, ее влияние на совокупные расходы офлайн (то есть в традиционной рознице) оказалось минимальным — если в 2020 г. в период распродаж траты были на 3,7% выше трендовых уровней, то в 2021 г. — лишь на 0,7%.
Анализ только тех категорий, где сконцентрированы скидки и специальные предложения, показал экспертам СберИндекса, что прирост офлайн-расходов заметен, но он по-прежнему в полтора раза ниже, чем год назад (+8,9% на неделе 22—28 ноября против +14,1% в 2020 г.).
Противоположную картину авторы исследования наблюдают в интернет-ретейле. В группе «Универсальные магазины» спрос оказался на 46% выше обычных уровней. В онлайн-части траты были в два раза (+112%) больше средних объемов.
Таким образом, констатируют аналитики СберИндекса, именно онлайн-розница «вытащила» на себе распродажи «черной пятницы».
Согласно их предварительным оценкам, динамика спроса домохозяйств по итогам полного ноября будет вблизи показателей октября, несмотря на период довольно жестких ковидных ограничений в начале месяца.
Индекс потребительской активности подтверждает авторам исследования общую стабильность расходов россиян — показатель остается выше 71 п.
Добавим, что, по данным исследовательского холдинга «Ромир», средние недельные расходы россиян в период с 22 по 28 ноября составили 5533 руб., что всего на 0,4% (на 22 руб.) больше, чем неделей ранее.
Но в данном случае речь идет о тратах на товары повседневного спроса, по сути своей не предназначенных быть «гвоздем» «черных пятниц». Например, согласно анализу ВТБ, его клиенты в первый день минувшей акции в шесть раз чаще заказывали в каталоге программы электронику. Так, продажи телевизоров к предшествовавшей неделе выросли на 41%, планшетов — в десятки раз. Спрос на бытовую технику увеличился в 4,2 раза. Продажи ювелирных изделий увеличились на 71%.
Хотя в годовом сопоставлении и у товаров повседневной популярности динамика высокая — по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., по замеру «Ромира», расходы увеличились на 19% (884 руб.) против 9% (437 руб.) соответственно неделей ранее. А по сравнению со средним значением за последние 12 месяцев (6998 руб.) расходы выше на 11% (на 535 руб.).