Из данных Банка России за III квартал 2021 г. также следует, что доля и объем возвращенных пострадавшим клиентам средств в годовом сопоставлении основательно сократились.
В «Обзоре отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств» регулятор, в частности, информирует, что в III квартале 2021 г. инициировал блокировку 24,4 тыс. телефонных номеров, используемых злоумышленниками для кражи денег у граждан. Это вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Также за названный период по итогам работы регулятора был ограничен доступ к 1,9 тыс. интернет-ресурсов, с помощью которых мошенники осуществляли противоправную деятельность. Подавляющее большинство из них (более 1,5 тыс.) — сайты нелегальных финансовых организаций или интернет-ресурсы, которые маскируются под сайты действующих финансовых организаций.
Общую картину отражает представленная таблица. Из ее данных следует, что количество операций без согласия (ОБС) клиентов выросло относительно III квартала 2020 г. на 40,0%, объем таких операций — на 18,0%, доля возвращенных средств упала в 1,7 раза, а сумма возврата сократилась на 30,6% (246 898 тыс. руб. в III квартале 2021 г. против 355 868 тыс. руб. годом ранее).
Операции без согласия клиентов (ОБС): общая картина
Период |
Количество ОБС, ед. |
Объем ОБС, тыс. руб. |
Доля возмещенных (возвращенных) средств, % |
III кв. 2020 г. |
182 954 |
2716549,83 |
13,1 |
III кв. 2021 г. |
256 198 |
3206473,23 |
7,7 |
Источник: Банк России