По прошествии трех лет результаты второй волны опроса 1001 российского бизнес-лидера о том, как им работается в России, вызвали у авторов совместного исследования — экспертов PwC и Аналитического центра НАФИ — до боли знакомые ощущения.
В 2021 г., как и три года назад, когда PwC и НАФИ впервые провели подобное исследование, подавляющее большинство руководителей компаний (87%) отмечают высокий уровень сложности ведения бизнеса в России («скорее сложно» — 53% и «очень сложно» — 34%). Причем в 2018 г. мнения «очень сложно» придерживалось немного меньшее количество руководителей (30%).
Исследователи отмечают, что значимые различия в выбранных ответах наблюдаются в зависимости от возраста руководителя компании. Респонденты старшей возрастной группы (55 лет и старше) чаще других называли условия ведения бизнеса в стране очень сложными: 41% против 22% среди респондентов 18—34 лет и 34% в возрасте 35—54 лет.
Только каждый десятый респондент считает, что вести бизнес в России легко (10% — сумма ответов «очень легко» и «скорее легко»). К такой оценке в большей степени склонны руководители в возрасте от 18 до 34 лет (16%).
Основные проблемы
Респондентам был задан открытый вопрос о том, какие основные барьеры препятствуют ведению бизнеса в России. Наиболее острой, по мнению руководителей, является проблема налоговой политики: 27% опрошенных отмечают высокий уровень налогообложения.
Еще 12% руководителей утверждают, что их бизнесу мешают трудности, связанные с законодательством, прежде всего с вносимыми в него изменениями. Примерно столько же опрошенных полагают, что развитие их бизнеса затрудняют административные барьеры и бюрократия (11%). По мнению практически каждого десятого опрошенного, сфера бизнеса подвергается излишнему давлению со стороны государства и контролирующих органов (9%).
Среди прочего руководители упоминали проблемы, связанные с общей экономической ситуацией в России. Так, 8% считают, что на развитие бизнеса негативно влияют рост цен и неустойчивое положение рубля. Говоря о проблемах, затрудняющих ведение бизнеса в России в 2021 г., из предложенного списка трудностей руководители компаний чаще всего выбирали те, что связаны с вмешательством государства. В их числе чрезмерное налогообложение (66% опрошенных выбрали ответ «скорее мешает» и «мешает очень сильно»), административные барьеры, бюрократия (57%), а также усиление контроля за операциями бизнеса со стороны государства и отсутствие государственной поддержки (по 46%).
Значительно чаще такие проблемы, как административные барьеры (62%), отсутствие поддержки со стороны государства (52%) и недобросовестная конкуренция (50%), отмечали представители среднего бизнеса. Также в блок ключевых трудностей, мешающих ведению бизнеса в России, вошла нехватка квалифицированных кадров (62%).
Исследование показывает его авторам, что список ключевых проблем, препятствующих ведению бизнеса в России, за последние три года практически не изменился. Несколько чаще руководители компаний стали говорить о том, что им мешает чрезмерное налогообложение, а также нехватка квалифицированных кадров. Значимость административных барьеров и бюрократии осталась на прежнем уровне.
О государственной поддержке
46% предпринимателей отметили, что ведению их бизнеса мешает отсутствие помощи со стороны государства. При этом лишь 9% представителей компаний отметили, что не получали господдержку в период пандемии коронавируса, поскольку она была им не нужна, что, считают исследователи, только подтверждает тезис о необходимости поддержки.
Почти половина компаний (49%) не получили государственную поддержку в период пандемии COVID-19, поскольку эти меры на них не распространялись. Такой ответ чаще давали руководители крупного (65%) и среднего (56%) бизнеса.
Около трети компаний смогли получить помощь со стороны государства (32%). Почти каждый четвертый руководитель заявил, что смог получить государственную поддержку для своего бизнеса, не столкнувшись при этом с трудностями в ее оформлении (23%).
Еще 7% опрошенных пытались получить господдержку, но не смогли этого сделать из-за возникших сложностей.
Согласно результатам опроса, актуальность поддержки со стороны государства сохранится для бизнеса и в постпандемический период. Так, по мнению 42% руководителей, расширение мер господдержки будет способствовать восстановлению их бизнеса после пандемии. Примерно столько же респондентов (41%) хотели бы, чтобы государство сфокусировалось на стимулировании потребительской активности населения.
Потребность в мерах по восстановлению бизнеса после пандемии чаще наблюдается среди руководителей среднего бизнеса. Актуальность каждой из предложенных мер отмечалась ими значительно чаще в сравнении с представителями малого и крупного бизнеса.
Уровень экономической преступности
Более половины опрошенных руководителей считают, что в России высокий уровень экономической преступности (61% — сумма ответов «очень высокий» и «скорее высокий»). Только каждый пятый респондент оценивает ее уровень как низкий (23% — сумма ответов «очень низкий» и «скорее низкий»).
При этом авторы опроса отмечают, что чаще оценку «скорее низкий» дают руководители крупного бизнеса (35%). В сегменте среднего бизнеса с нею согласен 21% опрошенных, среди руководителей малого бизнеса — 20% респондентов.
В 2021 г. до 23% (с 30% в 2018 г.) сократилась доля тех, кто считает уровень экономической преступности в стране низким.
Треть руководителей отмечают положительную динамику в изменении уровня экономической преступности за последние шесть лет (31% — сумма ответов «скорее снизился» и «существенно снизился»). Примерно столько же опрошенных (29%) существенной динамики за этот период не заметили.
Уровень государственного вмешательства
Оценивая степень государственного вмешательства в экономику, 37% руководителей считают, что оно не выходит за допустимые рамки и соответствует задачам, стоящим перед страной. Этот показатель свидетельствует авторам исследования о том, что настроения, отмеченные в исследовании 2018 г. (38%), за три года практически не изменились. В 2021 г. также до 13% выросла доля респондентов, которые затруднились с ответом на вопрос об уровне госвмешательства в экономику (7% в 2018 г.).
Практически каждый четвертый опрошенный в 2021 г. считает вмешательство государства в экономику недостаточным (24%). Подобное мнение в большей степени свойственно руководителям старшей возрастной группы, от 55 лет (31%), чем топ-менеджерам другого возраста (чуть более 20% в других возрастных группах).
Мнение, что вмешательство государства в экономику является допустимым, чаще встречается среди руководителей крупного бизнеса (55%), в то время как руководители среднего бизнеса чаще отмечают чрезмерное вмешательство государства (32%). Среди руководителей предприятий малого бизнеса в равной степени популярны два противоположных мнения — 25% по каждому варианту ответа.
О коррупции
69% руководителей компаний оценивают уровень коррупции в органах власти в 2021 г. как «очень высокий» или «скорее высокий». Аналогичные мнения авторы исследования наблюдали и в 2018 г. (70%). Очень высокий уровень коррупции в органах власти чаще отмечают руководители среднего бизнеса (37%). В сегменте малого бизнеса с таким мнением согласны 27% опрошенных, а среди представителей крупного бизнеса — 18%.
Треть руководителей компаний считают, что за последние шесть лет уровень коррупции в России не изменился (33%). По мнению 27% опрошенных (сумма ответов «скорее повысился» и «существенно повысился»), уровень коррупции повысился. Представители среднего бизнеса чаще дают критическую оценку ситуации: 15% из них считают, что уровень коррупции существенно повысился за последние шесть лет, в то время как среди представителей малого бизнеса с таким мнением согласны только 9% опрошенных, а в сегменте крупного бизнеса и того меньше — 2%.
В 2021 г. уменьшилось количество тех представителей бизнеса, которые полагают, что уровень коррупции за последние шесть лет снизился (23% по сумме ответов «существенно снизился» и «скорее снизился» против 33% в 2018 г.). О том, что уровень коррупции не изменился, в этом году сообщили 33% руководителей. А о его повышении за последние шесть лет заявили 27% опрошенных в 2021 г. (22% в рамках предыдущего исследования).
Оценка судебной системы
Каждый второй представитель бизнеса недоволен работой судебной системы России (50% — сумма ответов «скорее не удовлетворены» и «совершенно не удовлетворены»), что сопоставимо с оценками 2018 г. (52% соответственно). Удовлетворены ее работой более трети опрошенных руководителей (35% — сумма ответов «полностью удовлетворен» и «скорее удовлетворен»).
Доверие правительству
Более половины респондентов PwC и НАФИ склонны не доверять действиям правительства в плане учета интересов бизнеса (55% по сумме ответов «скорее не доверяю» и «совершенно не доверяю»). В свою очередь, 40% (сумма ответов «полностью доверяю» и «скорее доверяю») топ-менеджеров российских компаний придерживаются противоположного мнения. Авторы исследования отмечают, что представители крупного бизнеса (53%) чаще доверяют действиям правительства, чем представители малого и среднего бизнеса (40 и 38% соответственно).
При этом исследователи считают важным отметить, что в 2021 г. уровень доверия к действиям правительства в плане учета интересов бизнеса повысился по сравнению с 2018 г. (40% против 35% соответственно).
Но в целом Управляющий партнер PwC в России Игорь Лотаков вот как образно оценивает произошедшие за три года изменения: «И с чем же столкнулись в 2021-м? С тем, что настроения отечественных бизнесменов лучше всего характеризует строчка Михаила Матусовского из знаменитой песни „Подмосковные вечера“: „Речка движется и не движется...“ Ответы руководителей компаний нередко почти ничем не отличались от тех, что были даны три года назад. И заронили сомнение в универсальности аксиомы Гераклита. Кажется, мы можем входить в одну и ту же реку неоднократно».
Впрочем, напомнил он и строчку в этой песне подальше: «А рассвет уже все заметнее» — с пожеланием бизнесу увидеть его в ближайшие годы.
Распределение ответов на вопрос: «Что могло бы способствовать восстановлению вашего бизнеса после пандемии?», %, в зависимости от размера бизнеса
Меры, перемены |
В целом |
По размеру бизнеса |
||
крупный |
средний |
малый |
||
Расширение мер государственной поддержки бизнеса |
42 |
35 |
58 |
37 |
Стимулирование государством потребительской активности населения |
41 |
30 |
57 |
37 |
Снятие ограничений, сокращение числа проверок бизнеса, связанных с коронавирусом |
34 |
20 |
47 |
30 |
Улучшение качества рабочей силы |
33 |
22 |
52 |
27 |
Появление новых поставщиков и бизнес-партнеров |
32 |
28 |
53 |
25 |
Улучшение качества дистанционного взаимодействия с работниками и партнерами |
15 |
8 |
29 |
10 |
Бизнес не требует восстановления после пандемии |
15 |
23 |
6 |
17 |
Другое |
7 |
2 |
9 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
2 |
1 |
3 |
Источник: исследование PwC и НАФИ