Интернет-магазины смогли удержать нахлынувших в пандемию покупателей

| статьи | печать

По прогнозу Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Сбербанка, российский рынок онлайн-покупок в текущем году увеличится на 331 млрд руб. В прошлом году рост был в 3,5 раза выше — 1189 млрд руб. Резкий скачок спровоцировала пандемия — под влиянием ограничений даже те покупатели, которые предпочитали отовариваться в традиционных магазинах, были вынуждены перейти в онлайн. Положительная динамика текущего года свидетельствует о том, что после снятия ограничений заметного оттока покупателей из интернет-магазинов не произошло.

Проведенное АКИТ и Сбербанком исследование показало, что за девять месяцев текущего года объем российского рынка интернет-торговли составил 2412 млрд руб. В России доля электронной торговли в общем объеме ретейла по итогам 1-го полугодия 2021 г. составила 8,5%. Рекордного значения этот показатель достиг в январе — июне прошлого года, когда из-за ковидных ограничений доля онлайн-торговли была больше 10%.

В целом по итогам 2020 г. доля e-commerce в общем обороте розничной торговли в России составила 9,5%. Для сравнения: в США этот показатель был равен 13,6%, в Великобритании — 27,6%, КНР — 24,5%. По оценкам Statista, сейчас онлайн-продажи занимают 18% в глобальном объеме розничных продаж, а к 2024 г. их доля увеличится до 21,8%. По прогнозам Минпромторга России, в ближайшие годы доля онлайн-ретейла в РФ составит около 15% от объема розницы.

Покупки меньше, доставок больше

«Электронная коммерция — один из немногих секторов экономики, который не только смог сохранить положительную динамику во время пандемических ограничений, но даже увеличил обороты и объемы. По всем прогнозам, темпы роста могут несколько снизиться, но в целом рост рынка продолжится», — сообщила «ЭЖ» Светлана Ревинова, к.э.н., доцент экономического факультета РУДН. Она обратила внимание на то, что на фоне роста объема рынка в целом средний чек одной покупки уменьшается.

В прошлом году этот показатель сократился на 14%. «Снижение среднего чека обусловлено как стремлением покупателей сэкономить, так и увеличившейся частотой покупок. Если до пандемии покупки совершались примерено один раз в месяц и клиенты стремились в одну доставку заказать как можно больше товаров, то сейчас ситуация изменилась», — пояснила С. Ревинова.

Так, интернет-магазин Wildberries показал прирост по количеству заказов 100%, по объему продаж в денежном выражении — 96%, а средний чек этого продавца снизился на 2%. У другого крупного игрока — Aliexpress Russia — количество заказов увеличилось на 218%, объем продаж в денежном выражении стал больше на 171%, а средний чек сократился на 15%.

Еще одна тенденция, которую на рынок интернет-торговли привнесла пандемия, — значительно снизилось количество заказов россиян в зарубежных интернет-магазинах. По данным АКИТ, в 2020 г., в разгар пандемии и с введением карантинных мер по всей стране, внутренний рынок интернет-торговли вырос на 92%, его доля составила 86% от общего объема, в то время как доля трансграничного рынка сократилась на 25% и составила всего лишь 440 млрд руб.

Такое же соотношение долей сохранилось в текущем году. По результатам за девять месяцев, 86% рынка занимает внутренняя торговля, 14% — трансграничный сегмент.

Николай Новоселов, директор по новым бизнесам Cuore, в разговоре с «ЭЖ» отметил, что росту интернет-торговли способствует беспрецедентная конкуренция между поставщиками. Если в классическом офлайне один товар продается одним поставщиком, максимум тремя, то в онлайне их могут быть сотни, а в некоторых категориях и тысячи.

Их конкуренция приводит к максимальному снижению цен и разнообразию предложений. «Это также дает охват практически всех существующих товарных категорий на рынке: маркетплейс становится one-for-all местом для покупок. От насадки для дрели до ланолина. Сейчас количество продавцов приближается к 400 тыс. и многие из них только входят во вкус. Следующий год обещает быть жарким», — считает Н. Новоселов.

К слову, ежегодный опрос российской аудитории интернет-магазинов, который проводит «Яндекс. Маркет» и компания GfK Rus, показал, что именно желание сэкономить приводит покупателей в интернет. Возможность сравнивать цены и искать выгодные предложения 55% респондентов назвали основной причиной, побуждающей их делать онлайн-заказы.

Каждый второй опрошенный отметил возможность почитать отзывы, примерно так же часто респонденты указывали на сравнительно низкие цены и возможность делать покупки в любое время и из любого места. Самые распространенные действия перед покупкой — чтение отзывов (этот пункт выделили 32% опрошенных), сравнение похожих товаров (28%) и цен на них в разных магазинах (26%).

Согласно данным исследования, половина горожан в возрасте 16—55 лет покупают что-нибудь в интернете минимум два раза в год. 80% из них заказывают что-то хотя бы раз в месяц, 26% — минимум раз в неделю. Наиболее популярная категория товаров — одежда и обувь для взрослых. Ее не менее раза в течение года покупали 64% респондентов. На второе место поднялись средства для ухода за лицом, телом и волосами (59%). Заметнее всего, почти на четверть, расширился спрос на продукты питания (50%) — они занимают пятую строчку в топе.

Мобильный шопинг бьет рекорды

По экспертным оценкам, в прошлом году главным устройством выхода в интернет стал смартфон. Тренд на мобилизацию не обошел стороной и рынок интернет-торговли. Доля покупок, сделанных с мобильных устройств, продолжает расти — в этом году она превысила 60%.

Покупая с мобильных, люди чаще пользуются приложениями магазинов, а не их сайтами. Согласно отчету «Состояние маркетинга приложений для шопинга» AppsFlyer, россияне стали вдвое чаще устанавливать мобильные приложения магазинов за 1-е полугодие 2021 г. Прирост составил 92% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Россия остается одним из крупных рынков онлайн-коммерции, занимая пятое место в мире по доле установок на устройства на базе Android и третье место по установкам приложений для iOS», — рассказал «ЭЖ» Михаил Зайцев, генеральный директор AppsFlyer в России и СНГ.

Рынок прикладывает большие усилия, чтобы соответствовать этому тренду. «Бизнес стремительно наращивает и мобильное присутствие: интернет-магазины создают приложения для того, чтобы быть ближе к пользователям и предлагать им максимально комфортный сервис. К примеру, на сентябрь 2021 г. в российском подразделении RTB House размещалось в пять раз больше мобильных приложений, чем в 2020 г.», — сообщил Алексей Хижов, генеральный директор RTB House в России.

Говоря о прогнозах на будущий год, все опрошенные «ЭЖ» эксперты сошлись во мнении, что онлайн-торговля продолжит развиваться, хотя и не такими темпами, как в начале пандемии. Особенно активно будут расти маркетплейсы и экосистемы, у которых большие ресурсы и возможности для продвижения. При этом фокус продавцов будет постепенно смещаться с действий по привлечению новых покупателей на шаги по удержанию тех, что уже имеются.

Объем российского рынка интернет-торговли, млрд руб.

Год

Значение

2010

260

2011

330

2012

405

2013

544

2014

713

2015

760

2016

920

2017

1040

2018

1657

2019

2032

2020

3221

2021

3552

Источники: АКИТ, Сбербанк


К сведению

Продукты питания на низком старте

Только 7% россиян заказывают продукты питания через интернет. Это демонстрируют данные социологического опроса НИУ ВШЭ, посвященного повседневным практикам населения. По словам экспертов, потребители пока с осторожностью осваивают продуктовый сегмент онлайн-покупок, но в скором времени он может стать ключевым дайвером роста рынка электронной коммерции.

Отставание продуктового сегмента онлайн-торговли эксперты связывают с недоверием, которые пока испытывают граждане к сборщикам заказов. По отношению к еде потребителям особенно важно оценить внешний вид продукта, сделать выбор, ориентируясь на собственные предпочтения, и лично проверить сроки годности.

Другая причина — рынок находится в самом начале своего развития. До пандемии игроки считали доставку продуктов питания невыгодной. И только после введения ограничений предложение в этом сегменте стало стремительно расти вслед за спросом. По словам доцента Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрея Старкова, через несколько лет структура потребления серьезно изменится, а продукты питания станут ключевым драйвером роста онлайн-рынка.

То, что активность потребителей в настоящее время растет, подтверждается данными крупнейших игроков. По информации аналитической службы Wildberries, за январь — сентябрь текущего года покупатели из России совершили свыше 39 млн заказов продуктов питания на площадке, что на 177% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем в III квартале число заказов продуктов питания достигло 14,1 млн, достигнув максимального значения за 2021 г.

Вместе с тем исследование НИУ ВШЭ показало, что пандемия и связанные с ней ограничительные меры также подтолкнули популяризацию услуг по доставке готового питания, однако, как показали результаты опроса, не привели к кардинальной смене потребительских привычек в еде. Так, 84% респондентов указали, что они, как правило, едят блюда, приготовленные дома. В первую очередь это вызвано тем, что люди экономят, а готовая еда зачастую расценивается как серьезная трата, считают эксперты.