Любопытный анализ состояния дел региональных бюджетов представила Лаборатория исследований бюджетной политики ИПЭИ РАНХиГС. В провинциях массово отказываются от услуг по коммерческим заимствованиям в пользу получения бюджетных денег. Пока это срабатывает.
Исследователи отмечают, что по итогам III квартала 2021 г. собственные налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации заметно выросли по сравнению с тем же периодом 2019 г. Важно, что структура расходов консолидированных бюджетов регионов в 2021 г. не сильно отличается от структуры допандемийного периода. По мнению сотрудника лаборатории Александра Дерюгина, это может свидетельствовать о долгосрочных изменениях бюджетной политики территорий. «Быстрый рост собственных налоговых и неналоговых доходов регионов, а также массовое замещение коммерческих кредитов бюджетными способствовали сокращению долговой нагрузки регионов и расходов на его обслуживание», — пишет А. Дерюгин.
Как растут доходы
По итогам III квартала 2021 г. общий объем доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ составил 11,92 трлн руб., что на 19,6% больше по сравнению с тем же периодом 2020 г. Показатели были достигнуты за счет собственных налоговых и неналоговых доходов регионов, которые выросли на 26%, достигнув уровня 9,43 трлн руб. При этом объем межбюджетных трансфертов, напротив, сократился до 2,35 трлн руб., что на 2,1% ниже показателя за соответствующий период 2020 г.
А. Дерюгин считает, что подобные результаты имели место не только благодаря низкой базе девяти месяцев 2020 г. и растущему уровню инфляции. «За три квартала 2021 г. по отношению к тому же периоду 2019 г. общие доходы консолидированных бюджетов субъектов выросли на 25,6%, налоговые и неналоговые доходы — на 19,5%, а межбюджетные трансферты — на 54,1%, что по всем указанным позициям существенно превышает индекс потребительских цен за данный период», — сообщает исследователь.
Самые высокие темпы роста из основных налоговых и неналоговых доходов за рассматриваемый период — у налога на прибыль организаций (+46,9% по сравнению с девятью месяцами 2020 г. и +25,2% по сравнению аналогичным периодом 2019 г.) и налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (+48,9 и +42,6% соответственно).
Немного медленнее росли НДФЛ (+14,6 и +18,8%), акцизы (+17,0 и +24,5%), налоги на имущество (+9,3 и +3,2%) и неналоговые доходы (+27,0 и +9,3%). «Таким образом, несмотря на продолжающуюся пандемию, доходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации в реальном выражении не только восстановились до уровня 2019 г., но и значительно его превысили», — делает вывод ученый.
А вот межбюджетные трансферты демонстрировали смешанную динамику. Субсидии (+22,8% по сравнению с девятью месяцами 2020 г. и +143,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.) и иные межбюджетные трансферты (+21,8 и +66,8%) выросли, а дотации (–23,2 и +15,3%) и субвенции (–11,1 и +34,8%) сократились. Соответственно, изменилась и структура межбюджетных трансфертов: по итогам III квартала 2021 г. доля дотаций в их общем объеме (за исключением субвенций) составила 37,7%, что, отмечается в исследовании, за период с 2013 г. является рекордно низким уровнем для рассматриваемой части года (среднее значение — 53,3%). «Увеличение доли целевых трансфертов в структуре финансовой помощи регионам вряд ли можно рассматривать как положительную тенденцию, поскольку оно способствует снижению гибкости регионов в использовании этих средств и в конечном счете — общему снижению эффективности бюджетных расходов на региональном и местном уровнях», — говорится в исследовании.
Лидеры и аутсайдеры по доходам
Согласно итогам девяти месяцев 2021 г., по отношению к тому же периоду 2020 г. большинство субъектов Федерации (82) демонстрировали положительные темпы роста доходов консолидированных бюджетов.
Лидерами роста стали Липецкая область (+57,8%), Белгородская область (+50,0%) и Ненецкий автономный округ (+43,0%).
Сократились доходы Сахалинской области (–4,4%), Республики Крым (–1,9%) и Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (–1,8%).
Из-за того, что в IV квартале 2021 г. в связи с пандемией были введены более жесткие ограничительные меры, негативно повлиявшие на экономическую активность, до конца года можно ожидать снижения темпов роста доходов консолидированных бюджетов регионов.
Как увеличиваются расходы
Расходы консолидированных бюджетов регионов за девять месяцев 2021 г. составили 10,94 трлн руб., увеличившись по сравнению с тем же периодом 2020 г. на 6,5%. Это ниже не только темпов роста бюджетных доходов, но и текущего уровня инфляции.
Ученые констатируют: из крупных расходов за данный период по отношению к соответствующему периоду 2020 г. в наибольшей степени выросли расходы на охрану семьи и детства (+29,6%), ЖКХ (+21,8%) и национальную экономику (+11,0%), в составе которой можно выделить транспорт (+27,5%) и дорожное хозяйство (+14,4%). А сократились расходы на здравоохранение (–10,7%) и социальное обслуживание населения (–4,4%).
В исследовании выделяется, что, несмотря на повышение ключевой ставки Банком России, а также рост государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, расходы на его обслуживание не только не выросли, но даже сократились на 0,1%. Это объясняется снижением объема коммерческих кредитов и опережающим ростом практически бесплатных в обслуживании бюджетных кредитов.
«Структура расходов региональных и местных бюджетов пока не возвращается к докризисному уровню. Так, если рассматривать общее отклонение структуры расходов за девять месяцев 2020 и 2021 гг. от структуры расходов за тот же период базового года (2019 г.) как сумму абсолютных значений отклонений структуры расходов по подразделам бюджетной классификации, то можно сделать вывод о том, что структура расходов в 2021 г. еще в большей степени, чем в 2020 г., отличалась от показателей 2019 г. Таким образом, изменение бюджетной политики регионов в период пандемии носит долгосрочный характер», — такой делается вывод исследователями.
Лаборатория отмечает особое внимание к развитию инфраструктуры (дорожное хозяйство (+14,4%), транспорт (+27,5%) и ЖКХ (+21,8%)). В работе сказано: «За рассматриваемый период расходы консолидированных бюджетов выросли в 77 субъектах Федерации, но только в 37 из них рост превысил инфляцию за аналогичный период».
Лидеры и аутсайдеры по расходам
Подчеркивается равномерная динамика роста бюджетных расходов по федеральным округам. Лидером их роста стал Дальневосточный федеральный округ (+8,5%), а к аутсайдерам условно, оговаривается А. Дерюгин, можно отнести Уральский федеральный округ, показавший не сильно отличающийся от лидера результат — +3,1% к соответствующему периоду 2020 г.
К концу III квартала 2021 г. по отношению к тому же периоду 2020 г. объем государственного долга субъектов Федерации вырос на 17,3%, составив 2,56 трлн руб. Несмотря на высокие темпы роста долга, долговая нагрузка регионов благодаря еще более высоким темпам роста собственных налоговых и неналоговых доходов (+27,8% без учета доходов местных бюджетов) даже немного снизилась — с 23,8% в сентябре 2020 г. до 23,4% к сентябрю 2021 г. По итогам последних двух лет долговая нагрузка высокообеспеченных регионов выросла незначительно, оставаясь в целом на безопасном уровне, у среднеобеспеченных — практически не изменилась, а у низкообеспеченных — сократилась.
В своей работе Лаборатория замечает: «Таким образом, небольшой рост средней долговой нагрузки регионов за два года произошел в основном благодаря наиболее обеспеченным субъектам, в то время как в менее обеспеченных в среднем наблюдалось ее снижение».
За период с 1 октября 2020 г. по 1 октября 2021 г. государственный долг вырос в 47 субъектах РФ, а долговая нагрузка — в 19. Высокий уровень долговой нагрузки, превышающий 100% объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов, зафиксирован в Республике Мордовии (174,7%), Томской области (116,0%), Республике Хакасии (102,2%) и Удмуртской Республике (101,6%).
Структура госдолга
Структура государственного долга субъектов, пишет А. Дерюгин, за последние 12 месяцев претерпела существенные изменения: доля кредитов кредитных организаций сократилась более чем в два раза (с 18,8 до 8,8%), достигнув минимального значения за период с 2005 г. До 1,5% сократилась также доля государственных гарантий, а вес бюджетных кредитов и государственных ценных бумаг, напротив, вырос до 55,4 и 34% соответственно.
Как принято, завершается исследование кратким выводом о причине показанных изменений: «Столь значительные изменения стали возможны благодаря целенаправленным мерам Минфина России по замене во второй половине 2021 г. коммерческих кредитов регионов на бюджетные, что стало причиной торможения расходов региональных бюджетов на обслуживание долга».