Российский рынок общественного питания в денежном выражении практически восстановился после прошлогоднего провала, вызванного пандемией. При этом трафик посещения кафе и ресторанов все еще ниже, чем в 2019 г. Серьезно укрепил свои позиции в текущем году фастфуд, забрав себе более половины расходов потребителей в этом секторе.
Исследование, проведенное аналитиками NPD Group, показало, что российский рынок фудсервиса по результатам десяти месяцев 2021 г. не дотягивает всего 2% в расходах до доковидных показателей 2019 г. Однако трафик посещений заведений общественного питания с января по октябрь 2021 г. все еще ниже на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г.
Россия догоняет Китай по «быстрому питанию»
Комментируя сложившуюся динамику, эксперты обратили внимание, что обвал российского рынка в 2020-м и в начале 2021 г. не был столь драматичен, как в Европе, однако турбулентность и новые модели поведения потребителей изменили структуру индустрии. Упрочил свои позиции фаст-фуд (рестораны быстрого питания), который в 2021 г. достиг рекордной доли в 57% рынка в расходах.
«Это феноменальный показатель. Россия по структуре рынка встала в один ряд с Китаем, США и Канадой, где доля фастфуда доходит до 60%», — пояснила эксперт рынка фудсервиса российского отделения NPD Group Марина Лапенкова. При этом она отметила, что в европейских странах, таких как Великобритания, Германия и Франция, фастфуд занимает лишь 25—50% индустрии фудсервиса.
Рост доли фастфуда в РФ связан с несколькими факторами. Во-первых, операторы ресторанов быстрого обслуживания оказались лучше готовы к вызовам пандемии, поскольку в 2018—2019 гг. инвестировали в развитие доставки, мобильных приложений и другие технологии, которые позволили продавать и доставлять блюда в условиях локдауна. Это дало возможность лидерам фаст-фуда встретить пандемию с отработанными сервисами доставки и заказов навынос. Пока другие участники рынка только включались в процесс функционирования в новых условиях, разрабатывая приложения и оптимизируя меню, фаст-фуд-компании уже доставляли заказы своим клиентам.
Во-вторых, в начале пандемии именно крупные сети вызывали наиболее сильное доверие у потребителей. Опросы NPD Group, проведенные весной 2020 г., показали убежденность людей, что в сетевых заведениях лучше следят за выполнением всех санитарных норм и регулярно дезинфицируют все помещения.
Еще одно конкурентное преимущество блюд из сегмента фастфуда — соотношение цены и калорийности блюд. В условиях сокращения доходов населения и высокой инфляции потребители стали более чувствительны к ценам и стремятся минимизировать свои расходы.
Данные NPD Group свидетельствуют о том, что намеченные в прошлом году благодаря пандемии тенденции продолжили развиваться в текущем году. Так, аналитики фиксируют смещение потребления из ресторанных залов в частные пространства: квартиры, кухни, офисы, автомобили и проч. Если за десять месяцев 2019 г. вне ресторана съедалось 35% заказов в расходах, то с января по октябрь 2021 г. уже 53%.
Доставка завоевывает регионы
Интересно, что доставка выросла в этом году даже после прошлогоднего взлета. По итогам десяти месяцев 2021 г. доставка увеличилась на 125% к аналогичному периоду 2019 г.
«Очевидно, что доставка останется одним из главных трендов в сфере питания и в 2021 г. В условиях, когда в любой момент может наступить очередной режим нерабочих дней, сопровождаемый закрытием кафе и ресторанов, работа навынос становится единственным источником дохода», — рассказал «ЭЖ» Артем Симонянц, генеральный директор Qummy. По словам эксперта, опыт предыдущих локдаунов сильно поменял и потребительские предпочтения — людям хочется получать хороший быстрый сервис, желательно, чтобы вместе с едой приезжали и другие товары.
По словам Жанны Шебаршовой, эксперта Контур.Маркета для автоматизации общепита, доставка становится все более привычной и востребованной в небольших городах. Например, в три раза чаще заказывают доставку в Хабаровске, Владивостоке и Новокузнецке. В менее крупных городах аналогичная тенденция. Есть пример, когда заведение находится в поселке городского типа и выполняет около сотни заказов из соседних поселков и деревень. «Люди в регионах перестали относиться к заказу еды как к роскоши, теперь это повседневность», — считает эксперт.
Сложившиеся условия стали хорошей почвой для развития форматов dark kitchen и dark storе. Первый представляет собой так называемую «темную кухню», которая работает исключительно на доставку. Второй — «темный магазин» — онлайн-магазин без торгового зала, также использующий только онлайн-продажи и доставку. Отличие двух моделей в том, что на «темной кухне» готовят блюда, а магазин продает их как готовую еду.
Главное преимущество этих форматов для потребителей — экономия времени. «Формат dark kitchen позволяет открывать больше производственных точек, а значит, сократить время доставки до 15—20 минут», — рассказала «ЭЖ» Ж. Шебаршова. При этом она отметила, что, например, 20% партнеров «Яндекс.Еды» — это именно «виртуальные рестораны».
Еще один тренд, на который обратили внимание эксперты в беседе с «ЭЖ», — роботизация. В первую очередь пандемия выбивает из производственного процесса человека, что автоматически нарушает и другие цепочки. «Роботы же, как известно, не болеют. Для небольших кафе, отелей, АЗС уже есть решения, позволяющие отказаться от штата поваров. Эти технологии превращают трудоемкий и сложный бизнес по приготовлению еды в легко контролируемый, роботизированный процесс. Еще лучше, если подобное решение не будет занимать большую площадь, а уместится, например, на 2 кв. м», — пояснил А. Симонянц.
По данным РИА Рейтинг, в январе — сентябре 2021 г. оборот общественного питания увеличился практически во всех российских регионах, причем в большинстве из них темпы роста были довольно высокими. Более чем на 20% оборот общественного питания вырос по сравнению с январем — сентябрем 2020 г. в 45 регионах и еще в 25 темпы роста находились в диапазоне 10—20%.
В группу лидеров по общественному питанию входят Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Дагестан, Свердловская область, Республика Татарстан и Ростовская область. Суммарно на перечисленные субъекты РФ приходится 47,6% общероссийского оборота общественного питания. Снижение было зафиксировано только в двух субъектах РФ — в Сахалинской и Томской областях (–2,9 и –6,6% соответственно).
Оборот общественного питания РФ, млн руб., 2019 и 2021 гг.
Годы |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
сентябрь |
октябрь |
2021 |
131130,4 |
131196,5 |
142607,2 |
147890,9 |
150365,8 |
149835,4 |
154498,3 |
164042,31 |
76327,9 |
172903,6 |
2019 |
134811,3 |
130 137 |
138536,8 |
141658,5 |
145 395 |
149285,9 |
151511,4 |
156919,5 |
166988,1 |
165486,1 |
Источник: Росстат
К сведению
Мировые тренды: ретейлеры объединяются с сетями общепита
Пандемия и экономический кризис ускорили развитие партнерских взаимоотношений между торговыми предприятиями и заведениями общепита. Для ретейла открытие мест для общественного питания позволяет увеличить время пребывания покупателей в магазине и таким образом поддержать общие продажи, а также укрепить лояльность посетителей. Рестораны получают новый канал продаж своих блюд, а также возможность привлечения новых клиентов.
По данным отраслевого обзора INFOLine, тренд на партнерство сетей общественного питания и представителей ретейла наблюдается во всем мире не первый год. Он связан с желанием увеличить трафик и сформировать лояльность к посещению магазина и ресторана, расширить аудиторию своего проекта.
В апреле 2020 г., когда заведения общественного питания для посещения по всей стране были закрыты, торговые сети FMCG России предложили ресторанам разместить свою продукцию на полках их физических и интернет-магазинов. После снятия большей части ограничений взаимодействие продолжается, причем для некоторых брендов общепита данные проекты стали действительно успешными и перспективными.
Общепит становится дополнительным источником дохода для ретейла, например, сеть фирменных ресторанов и кафе IKEA входит в топ-10 лидеров общественного питания мира. В ноябре 2021 г. Costa Coffee объединилась с британской сетью супермаркетов Marks & Spencer, чтобы запустить новое продуктовое предложение в своих британских кофейнях.
Еще один крупный совместный проект стартовал в прошлом году на территории России — сеть McDonalds начала сотрудничество с X5 Group. В настоящее время открыты два ресторана этой сети в «Перекрестках» и один в «Пятерочке». Кроме того, в прошлом году во Владивостоке заработало единое пространство обслуживания McDonalds и Сбера.
Сеть семейных кафе «АндерСон» заявила, что продажу готовой продукции в ретейле планирует сделать одним из ключевых направлений. По данным на октябрь 2021 г., оборот сети кафе в ретейле составляет около 30% от всей прибыли компании, и «АндерСон» планирует ее наращивать.
Примечательно, что точки питания на своих территориях запускают и предприятия, не связанные с приемом пищи как таковым. Например, в ноябре 2021 г. логистический оператор СДЭК первым открыл в своих пунктах выдачи заказов кофейни в формате «кофе с собой».