В среду, 19 января, Минфин опубликовал предварительную оценку исполнения федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г. Все хорошо. Бюджет исполнен с профицитом более 0,5 трлн руб., хотя изначально ожидался дефицит. Дополнительные доходы бюджет получил и от нефтегазового сектора, и от ненефтегазового. Отменно собирался налог на доходы физических лиц — показал самый резвый рост среди всех прочих источников доходов.
Согласно документу Минфина, федеральный бюджет на 2021 г. исполнен с профицитом в 514,8 млрд руб. Законом о бюджете предусматривался дефицит на сумму почти 2,8 трлн руб., а в сентябре Минфин прогнозировал дефицит на 276 млрд руб.
Доходы казны в прошлом году составили 25,3 трлн руб. — на 34,8% больше, чем предполагалось законом о бюджете. Расходы были в размере 24,8 трлн руб. — на 15,1% больше, чем планировалось поначалу.
Минфин отмечает, что в 2021 г. бюджету удалось нарастить и нефтегазовые (больше 9 трлн руб.), и ненефтегазовые доходы (свыше 16 трлн). При этом поступления от добычи и экспорта углеводородов оказались примерно на 600 млрд руб. выше, чем ожидалось в сентябре, они обеспечили 36% в общих доходах. Это объясняется более высокой средней ценой российской нефти в 2021 г. (69 долл. за барр.), чем предполагалось осенью (66 долл. за барр.). В оценке указывается, что базовая цена нефти в бюджете в прошлом году составляла 43,3 долл. за барр. В соответствии с бюджетным правилом нефтяные доходы сверх базовой цены идут на покупку валюты и золота для Фонда национального благосостояния (ФНБ). И здесь все отлично — объем ФНБ по состоянию на 1 января 2022 г. в рублевом эквиваленте составил около 13,6 трлн руб. К накоплению резервов Минфин вернулся в начале 2021 г. благодаря сверхдоходам от нефти.
Из любопытных сведений предварительной оценки стоит отметить сведения о доходах федерального бюджета за январь — декабрь 2021 г. в разрезе федеральных органов исполнительной власти — администраторов доходов федерального бюджета, на которые приходятся максимальные объемы администрируемых доходов. Среди них больше всего собрала Федеральная налоговая служба (ФНС) — 15,9 трлн руб., что на 30,3% больше запланированных сумм. Среди налоговых сборов, связанных с внутренним производством, наибольшая доля принадлежит поступлениям налога на добавленную стоимость (НДС) — этот налог принес казне 5,5 трлн руб. (план перевыполнен на 22,4%). А вот безусловным лидером по перевыполнению сборов стал налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — его удалось собрать на 51,1% больше, чем планировалось. При этом сумма этого налога в общем объеме налоговых поступлений федерального бюджета мала — лишь 90,7 млрд руб. Дело в том, что основная часть НДФЛ идет в региональные бюджеты.
Еще заметно, что на внутренние акцизы пришлись доходы в размере 1 трлн руб. (плюс 6,5% к первоначальному прогнозу), на налог на прибыль организаций — 1,6 трлн руб. (перевыполнено на 29,6%).
Показали рост выше прогнозных оценок налоговые, а также таможенные сборы, связанные с импортом. НДС на ввозимые товары принес казне 3,7 трлн руб. (+20,1%), акцизы на ввозимые товары — 123,6 млрд руб. (+25,5%). Импортные таможенные пошлины принесли федеральному бюджету 859 млрд руб., что на 22,5% выше прогнозных сумм. Всего Федеральная таможенная служба (ФТС) в 2021 г. администрировала сборы на сумму 7,2 трлн руб., превысив план на 43,5%.
Аналитики особое внимание уделяют состоянию ФНБ и говорят о том, что рост фонда обеспечивается не только и не столько ростом доходов казны и неукоснительным соблюдением бюджетного правила, но и за счет долга, который Минфин привлекает, размещая облигации федерального займа (ОФЗ).
По итогам 2021 г. на скупку валюты и золота для ФНБ правительство направило 2,57 трлн руб. из федерального бюджета. Но бюджетный профицит оказался в пять раз меньше — 541,5 млрд руб. То есть 25% средств для ФНБ реально были «излишком». Остальное — из иных источников. И главный из них — долг. По итогам года ведомству удалось занять 1,538 трлн руб. через продажу ОФЗ. Вот эти деньги покрыли почти две трети суммы для наполнения ФНБ. Плюс 1,5 млрд евро Минфин получил от реализации еврооблигаций в апреле. 300 млрд руб. в бюджет поступило в рамках сделки с акциями Сбербанка, осуществленной в 2020 г.
В связи с этим аналитики говорят о том, что хотя бюджетное правило требует наполнять ФНБ на дополнительные доходы от цен на нефть, в реальности сырьевая рента тратится на обеспечение расходных обязательств.
В 2020 г. на фоне обвала нефтяных цен и падения доходов по внутренним статьям бюджету требовалось 82 долл. за барр., чтобы стать бездефицитным. По итогам прошлого года — 72 долл.
Однако не оспаривается главное — бюджет блестяще завершил год.