По данным ФТС, замечают аналитики Райффайзенбанка, товарный экспорт в долларах за 11 месяцев 2021 г. вырос на 44,5% год к году, при этом рост в ноябре вплотную подобрался к 60% год к году.
В стоимостном выражении за 11 месяцев экспорт составил 435 млрд долл. «При прочих равных за год, скорее всего, он превысит 480 млрд долл. (что может даже быть выше, чем в успешном 2018 г., когда экспорт товаров достиг 450 млрд долл. — больше было только в 2011—2014 гг., когда цены на нефть находились вблизи 100 долл. за барр.)», — пишет аналитик Станислав Мурашов.
По мнению эксперта, ключевой фактор роста экспортных доходов — существенный рост цен. А вот физические объемы продаж за рубеж выросли крайне незначительно (по оценкам Райффайзенбанка — на 2—3% год к году до декабря).
Аналитик отмечает, что, например, из-за действия ОПЕК+ в прошлом году физический экспорт нефти сократился на 12% год к году. Экспорт газа сократился на 6,2% соответственно. К тому же из-за пошлин и квот пострадали зарубежные продажи сельхозпродукции (пшеница –22% год к году), металлов (медь и никель просели более чем на 40—50%, черные металлы — на 1,5%), леса (–15%), азотных и смешанных удобрений (–7% год к году).
Поддержку физическим объемам экспорта оказали машины и оборудование (+17% год к году), калийные удобрения (+16,5%) и продажи алюминия (18,5%) — несмотря на экспортные пошлины, для РУСАЛа положительным фактором для наращивания экспорта стало снятие санкций США и последующее восстановление каналов продаж, что обеспечило в том числе сильные результаты 1-го полугодия 2021 г. Нынешний год обещает быть лучше с точки зрения физических объемов экспорта — во-первых, сыграет роль продолжение смягчения условий ОПЕК+, а во-вторых, перестали действовать временные пошлины на металлы (что, в частности, послужит фактором возобновления экспорта цветных металлов, который взял паузу с введением этих ограничений в августе 2021 г.).
Поддержку экспортной выручке в этом году, судя по всему, продолжат оказывать и цены. В ненефтегазовом сегменте Райффайзенбанк не ожидает их существенного падения (наиболее вероятно или замедление роста, или стабилизация). В сырьевом энергетическом сегменте доля газа уже резко выросла на фоне значительного скачка цен.
«Учитывая, что доля спотовых и форвардных европейских цен на газ в общей экспортной цене занимает существенную долю (а контракты с привязкой к нефти отходят на второй план), весь этот год экспортные цены на газ останутся на высоком уровне, несмотря на ожидаемую нами коррекцию спотовых цен в Европе по окончании отопительного сезона», — резюмирует С. Мурашов.