Темпы глобального экономического роста в начале нынешнего года слегка снизились из-за волны «омикрона», сбоев в поставках и инфляции, отмечается в новом прогнозе МВФ. Однако большинство триггеров снижения носят краткосрочный характер, поэтому по итогам 2022 г. мировая экономика вырастет на 4,4%, при этом российский ВВП увеличится на 2,8%. Дальнейшее обострение конфликта в Восточной Украине, по оценке фонда, может привести к росту котировок нефти, газа и более длительной инфляции во всем мире, включая нашу страну.
Динамика глобальной экономики, по оценке Международного валютного фонда (МВФ), в первом месяце текущего года немного замедлилась, поскольку большинство стран сталкиваются с многочисленными трудностями на фоне начала третьего года пандемии.
Стремительное распространение штамма «омикрон» привело к возобновлению многих ограничительных мер, в частности на перемещения во многих странах, и увеличило дефицит трудовых ресурсов.
Нарушения глобальных цепочек поставок стали слабее, но по-прежнему сдерживают активность и вносят свой вклад в повышение инфляции в сочетании с реализацией отложенного спроса и повышенных цен на продукты питания и энергоресурсы.
Кроме того, рекордные уровни государственного и частного долга вкупе с растущими ценами во многих государствах ограничивают возможности проведения активной экономической политики в целях преодоления возникающих на стадии выхода из кризиса многочисленных проблем.
«Однако некоторые трудности могут иметь более краткосрочный характер, чем другие, — комментирует ситуацию заместитель директора-распорядителя фонда Гита Гопинат. — Новый штамм, как представляется, вызывает не столь тяжелый ход заболевания, как „дельта“, и рекордный всплеск заражений, вероятно, сравнительно быстро ослабнет. Поэтому в последнем выпуске „Перспектив развития мировой экономики“ МВФ предполагается, что „омикрон“ будет негативно сказываться на экономической активности в I квартале 2022 г., но со II квартала это влияние будет утихать».
Мировой экономический прирост в текущем году, по оценке МВФ, составит 4,4%, что на 0,5 п.п. ниже, чем прогнозировалось ранее, в основном вследствие снижения прогноза по США и Китаю.
В Соединенных Штатах сокращение прогнозных показателей связано со снижением вероятности утверждения пакета бюджетных мер, нацеленных на поддержку экономики, а также более ранним свертыванием мягкой денежно-кредитной политики и сохранением перебоев в поставках. Тем не менее прирост американского ВВП в нынешнем году останется на довольно высоком уровне (4%), что дает надежду на сохранение спроса на многочисленные товары, поставляемые сюда из развивающихся стран.
Ухудшение прогноза по Китаю вызвано дальнейшим снижением активности в секторе недвижимости и более слабым, чем предполагалось в октябрьском прогнозе фонда, восстановлением частного потребления. Динамика ВВП в Поднебесной будет равняться 4,8% в текущем году и ускорится до 5,2% в 2023 г., что маловато для демонстрирующего традиционно очень высокие темпы роста государства.
Нарушения поставок также привели к пересмотру прогнозов в сторону их понижения по другим странам, таким как Германия, где прирост экономики составит 3,8%. В следующем году темпы увеличения самой крупной экономики ЕС замедлятся до 2,5%.
Продолжающийся рост цен в большинстве государств мира привел к необходимости пересмотра прогноза МВФ по инфляции. В 2022 г. в развитых странах она составит 3,9% (на 1,6 п.п. больше, чем прогнозировалось ранее), а в развивающихся государствах будет равняться 5,9% (на 1 п.п. выше, чем в октябрьском прогнозе фонда).
В большинстве стран, по мнению его экспертов, сейчас наступает критически важный момент для денежно-кредитной политики. Там, где высокая инфляция наблюдается при активном подъеме экономики, как в случае США, или быстрая инфляция грозит превращением в хроническую, как в некоторых развивающихся государствах, следует сворачивать чрезвычайные меры поддержки со стороны финансовой политики.
Некоторые центральные банки уже начали повышать процентные ставки в качестве опережающих мер в отношении ценового давления. Для обеспечения упорядоченной реакции рынка ключевое значение тут имеет надлежащее информирование о переходе политики на более жесткий курс.
Вместе с тем аналитики МВФ надеются, что в течение 2022 г. сократится разрыв между спросом и предложением в результате улучшения международных поставок. Свою лепту в снижение инфляции также внесет сокращение чрезвычайных мер бюджетной политики, направленных на поддержку бизнеса и населения. Кроме того, фьючерсные рынки показывают, что в текущем году ожидается более умеренный рост цен на энергоресурсы и продукты питания. Поэтому в 2023 г. ожидается снижение инфляции до привычных средних уровней при условии сохранения закрепленных инфляционных ожиданий.
Важная деталь: эскалация конфликта в Восточной Украине, по оценке г-жи Гопинат, может привести к росту цен на нефть, газ и другие энергоносители, что, в свою очередь, спровоцирует более длительную инфляцию во всех странах мира.
Стоит также добавить, что в России, как показывает практика, увеличение цен на углеводороды в данном контексте сопровождается падением рубля из-за санкций, а значит — усилением инфляции, поскольку до сих пор доля импорта велика и на потребительском рынке, и в поставках сырья и оборудования.
Еще один тревожный тренд — сохранение значительных различий в экономических перспективах между странами. Для государств с развитой экономикой в текущем году прогнозируется возвращение к уровню экономической динамики, сложившейся до пандемии (3,9%).
В то же время в странах с формирующимся рынком и развивающихся государствах прогнозируется сохранение значительных потерь в объеме выпуска и темпах ВВП (4,8% по итогам нынешнего года).
В результате, по имеющимся оценкам, количество людей, живущих в крайней бедности, в 2022 г. останется на 70 млн больше, чем было до пандемии, что отбросило прогресс в сфере сокращения бедности на несколько лет назад.
«Прогноз имеет высокую степень неопределенности, и риски в целом смещены в сторону ухудшения ситуации, — отмечает Г. Гопинат. — Появление новых штаммов вируса, приводящих к более высокой смертности, могут продлить кризис. Стратегия Китая с нулевой терпимостью к COVID-19 может усугубить глобальные перебои в поставках. Превышение ожидаемых темпов инфляции в США может вызвать активные меры по ужесточению денежно-кредитной политики со стороны ФРС. Наконец, происходящее обострение геополитической напряженности и социальных волнений также создает риски для перспектив мировой экономики».
Темпы прироста ВВП в различных странах в 2022 г., %
Страна |
Значение |
США |
4,0 |
Еврозона |
3,9 |
Япония |
3,3 |
Китай |
4,8 |
Индия |
9,0 |
Россия |
2,8 |
Бразилия |
0,3 |
Мексика |
2,8 |
Южная Африка |
1,9 |
Весь мир |
4,4 |
Источник: МВФ