Чем меньше накопления граждан, тем крепче казна страны

| статьи | печать

Аналитики Высшей школы экономики исследуют великолепные показатели бюджета страны за прошлый год. Среди важных причин они отмечают заметное сокращение нормы сбережений домохозяйств по сравнению с 2020 г.

Согласно предварительным данным Минфина, за 2021 г. доходы федерального бюджета составили 25,3 трлн руб., превысив запланированные на год показатели на 35% (!). Аналитики выделяют пять факторов такого сверхординарного роста. В первую очередь это существенно более высокие — по сравнению с запланированными — темпы экономического роста и мировых цен на нефть (плановые показатели основывались на предполагаемом темпе прироста ВВП 3,3% и цене на нефть 45,3 долл./барр.). «Кроме того, — говорится в „Комментариях о государстве и бизнесе“, — следует назвать заметное сокращение нормы сбережений домохозяйств по сравнению с 2020 г., сокращение международной мобильности населения в связи с пандемией коронавируса и — last but not least — ускорение инфляции до 8,4% (декабрь к декабрю). Расходы федерального бюджета в 2021 г. превысили запланированный уровень на 15% и составили 24,8 трлн руб. В результате вместо запланированного дефицита в объеме 2,75 трлн руб. бюджет был исполнен с профицитом 0,5 трлн руб. В 2021 г. доходы федерального бюджета заметно выросли как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП».

В 2021 г. средняя цена на нефть марки Urals составила 69,1 долл./барр., год назад аналогичный показатель был на уровне 42 долл./барр. Рост мировых цен на нефть стал основным фактором увеличения нефтегазовых доходов федерального бюджета в 1,5 раза по сравнению с планом на 2021 г. и в 1,7 раза по сравнению с аналогичным показателем 2020 г. Другим фактором этого роста стало изменение обменного курса рубля к доллару с 71,94 руб./долл. за 2020 г. до 73,65 руб./долл. в прошлом году. Физические объемы добычи нефти и природного газа в январе — ноябре 2021 г. превышали прошлогодние показатели на 2,3%. Таким образом, рост добычи углеводородов также можно отнести к числу факторов роста нефтегазовых доходов.

Поступления в федеральный бюджет ненефтегазовых доходов за 2021 г. выросли по сравнению с запланированным уровнем на 27%, по отношению к 2020 г. прирост составил 20%. Рост ненефтегазовых доходов в основном обусловлен увеличением поступлений внутреннего НДС и НДС на ввозимые товары на 28 и 27% (год к году) соответственно.

«Драйверами такого роста стали восстановительный рост экономики, сокращение межстрановой мобильности населения, сокращение склонности к сбережениям, в том числе сокращение прироста наличности на руках у населения и ускорение инфляции», — делают вывод исследователи.

На темпы роста НДС на ввозимые товары оказало влияние увеличение импорта: по данным ФТС, стоимостной объем товарного импорта важнейших товаров в январе — ноябре 2021 г. вырос (год к году) на 27%. Дополнительным фактором увеличения НДС на импорт стало номинальное ослабление рубля. Эти же факторы обусловили увеличение поступления ввозных пошлин (год к году) на 20%. Поступления по налогу на прибыль по сравнению с 2020 г. выросли на 42%; запланированный уровень превышен на 30%. Налоговая база налога на прибыль в 2021 г. резко увеличилась. По данным Росстата, сальдированный финансовый результат деятельности организаций в январе — октябре 2021 г. вырос (год к году) в 2,6 раза.

Расходы федерального бюджета в 2021 г. составили 24,8 трлн руб., их прирост (год к году) составил 8,5%. В реальном выражении, с учетом среднегодовой инфляции в 6,7%, они выросли всего на 1,7%, но тем не менее достигли самого высокого уровня за десятилетие 2011—2021 гг. Наиболее заметно выросли расходы на ЖКХ, охрану окружающей среды, физкультуру и спорт, обслуживание долга.

Положительный баланс федерального бюджета по итогам 2021 г. составил 514,5 млрд руб., или 0,4% ВВП.

Структура расходов федерального бюджета в 2014—2021 гг., %

 

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

Расходы, всего

100

100

100

100

100

100

100

100

Общегосударственные вопросы

6,3

7,2

6,7

7,1

7,5

7,5

6,6

7,1

Национальная оборона

16,7

20,4

23,0

17,4

16,9

16,5

13,9

14,4

Национальная безопасность

14,1

12,6

11,6

11,7

11,8

11,4

9,8

9,4

Национальная экономика

20,7

14,9

14,0

15,0

14,4

15,5

15,3

17,6

ЖКХ

0,8

0,9

0,4

0,7

0,9

1,5

1,6

2,4

Охрана окружающей среды

0,3

0,3

0,4

0,6

0,7

1,1

1,1

1,6

Образование

4,3

3,9

3,6

3,7

4,3

4,5

4,2

4,3

Культура, кинематография

0,7

0,6

0,5

0,5

0,6

0,7

0,6

0,6

Здравоохранение

3,6

3,3

3,1

2,7

3,2

3,9

5,8

6,0

Социальная политика

23,3

27,3

28,0

30,4

27,4

26,8

30,6

26,9

Физическая культура и спорт

0,5

0,5

0,4

0,6

0,4

0,4

0,3

0,5

СМИ

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,6

0,5

0,3

Обслуживание госдолга

2,8

3,3

3,8

4,3

4,8

4,0

3,4

4,4

Межбюджетные трансферты

5,5

4,4

4,1

4,8

6,6

5,5

6,1

4,5

Источник: Минфин России, Росстат, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ