Аналитики Высшей школы экономики исследуют великолепные показатели бюджета страны за прошлый год. Среди важных причин они отмечают заметное сокращение нормы сбережений домохозяйств по сравнению с 2020 г.
Согласно предварительным данным Минфина, за 2021 г. доходы федерального бюджета составили 25,3 трлн руб., превысив запланированные на год показатели на 35% (!). Аналитики выделяют пять факторов такого сверхординарного роста. В первую очередь это существенно более высокие — по сравнению с запланированными — темпы экономического роста и мировых цен на нефть (плановые показатели основывались на предполагаемом темпе прироста ВВП 3,3% и цене на нефть 45,3 долл./барр.). «Кроме того, — говорится в „Комментариях о государстве и бизнесе“, — следует назвать заметное сокращение нормы сбережений домохозяйств по сравнению с 2020 г., сокращение международной мобильности населения в связи с пандемией коронавируса и — last but not least — ускорение инфляции до 8,4% (декабрь к декабрю). Расходы федерального бюджета в 2021 г. превысили запланированный уровень на 15% и составили 24,8 трлн руб. В результате вместо запланированного дефицита в объеме 2,75 трлн руб. бюджет был исполнен с профицитом 0,5 трлн руб. В 2021 г. доходы федерального бюджета заметно выросли как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП».
В 2021 г. средняя цена на нефть марки Urals составила 69,1 долл./барр., год назад аналогичный показатель был на уровне 42 долл./барр. Рост мировых цен на нефть стал основным фактором увеличения нефтегазовых доходов федерального бюджета в 1,5 раза по сравнению с планом на 2021 г. и в 1,7 раза по сравнению с аналогичным показателем 2020 г. Другим фактором этого роста стало изменение обменного курса рубля к доллару с 71,94 руб./долл. за 2020 г. до 73,65 руб./долл. в прошлом году. Физические объемы добычи нефти и природного газа в январе — ноябре 2021 г. превышали прошлогодние показатели на 2,3%. Таким образом, рост добычи углеводородов также можно отнести к числу факторов роста нефтегазовых доходов.
Поступления в федеральный бюджет ненефтегазовых доходов за 2021 г. выросли по сравнению с запланированным уровнем на 27%, по отношению к 2020 г. прирост составил 20%. Рост ненефтегазовых доходов в основном обусловлен увеличением поступлений внутреннего НДС и НДС на ввозимые товары на 28 и 27% (год к году) соответственно.
«Драйверами такого роста стали восстановительный рост экономики, сокращение межстрановой мобильности населения, сокращение склонности к сбережениям, в том числе сокращение прироста наличности на руках у населения и ускорение инфляции», — делают вывод исследователи.
На темпы роста НДС на ввозимые товары оказало влияние увеличение импорта: по данным ФТС, стоимостной объем товарного импорта важнейших товаров в январе — ноябре 2021 г. вырос (год к году) на 27%. Дополнительным фактором увеличения НДС на импорт стало номинальное ослабление рубля. Эти же факторы обусловили увеличение поступления ввозных пошлин (год к году) на 20%. Поступления по налогу на прибыль по сравнению с 2020 г. выросли на 42%; запланированный уровень превышен на 30%. Налоговая база налога на прибыль в 2021 г. резко увеличилась. По данным Росстата, сальдированный финансовый результат деятельности организаций в январе — октябре 2021 г. вырос (год к году) в 2,6 раза.
Расходы федерального бюджета в 2021 г. составили 24,8 трлн руб., их прирост (год к году) составил 8,5%. В реальном выражении, с учетом среднегодовой инфляции в 6,7%, они выросли всего на 1,7%, но тем не менее достигли самого высокого уровня за десятилетие 2011—2021 гг. Наиболее заметно выросли расходы на ЖКХ, охрану окружающей среды, физкультуру и спорт, обслуживание долга.
Положительный баланс федерального бюджета по итогам 2021 г. составил 514,5 млрд руб., или 0,4% ВВП.
Структура расходов федерального бюджета в 2014—2021 гг., %
|
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Расходы, всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Общегосударственные вопросы |
6,3 |
7,2 |
6,7 |
7,1 |
7,5 |
7,5 |
6,6 |
7,1 |
Национальная оборона |
16,7 |
20,4 |
23,0 |
17,4 |
16,9 |
16,5 |
13,9 |
14,4 |
Национальная безопасность |
14,1 |
12,6 |
11,6 |
11,7 |
11,8 |
11,4 |
9,8 |
9,4 |
Национальная экономика |
20,7 |
14,9 |
14,0 |
15,0 |
14,4 |
15,5 |
15,3 |
17,6 |
ЖКХ |
0,8 |
0,9 |
0,4 |
0,7 |
0,9 |
1,5 |
1,6 |
2,4 |
Охрана окружающей среды |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,6 |
0,7 |
1,1 |
1,1 |
1,6 |
Образование |
4,3 |
3,9 |
3,6 |
3,7 |
4,3 |
4,5 |
4,2 |
4,3 |
Культура, кинематография |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,6 |
Здравоохранение |
3,6 |
3,3 |
3,1 |
2,7 |
3,2 |
3,9 |
5,8 |
6,0 |
Социальная политика |
23,3 |
27,3 |
28,0 |
30,4 |
27,4 |
26,8 |
30,6 |
26,9 |
Физическая культура и спорт |
0,5 |
0,5 |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
0,3 |
0,5 |
СМИ |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
0,5 |
0,3 |
Обслуживание госдолга |
2,8 |
3,3 |
3,8 |
4,3 |
4,8 |
4,0 |
3,4 |
4,4 |
Межбюджетные трансферты |
5,5 |
4,4 |
4,1 |
4,8 |
6,6 |
5,5 |
6,1 |
4,5 |
Источник: Минфин России, Росстат, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ