Своими рецептами на этот счет поделились эксперты PwC по результатам очередного исследования Digital IQ, в рамках которого аналитики более десяти лет изучают стратегии, позиционирование и взаимоотношения руководителей ИТ- и бизнес-подразделений, а также помогают понять, как чувствуют себя компании в новой реальности.
В 2021 г. исследователи PwC провели опрос более 1250 руководителей международных компаний с доходом от 250 млн до свыше 50 млрд долл. США и, по их словам, подтвердили интуитивное ощущение, что ИТ-директора и руководители бизнеса далеко не всегда одинаково смотрят на вещи. При этом те компании, в которых налажена эффективная коммуникация и совместное целеполагание, чаще всего являются лидерами в области цифровой компетентности (Digital IQ лидеры, как их назвали в исследовании) и извлекают больший эффект из инвестиций в цифровые технологии.
Цифровизация набирает обороты, но руководители ИТ- и бизнес-подразделений не всегда на одной стороне
В ходе исследования 53% респондентов отметили, что они ускорили процесс реализации цифровой трансформации за последние два года, 57% опрошенных сообщили, что технологии сыграли критически важную роль в достижении результатов в этот период.
Между тем руководители бизнес-подразделений и ИТ-направлений (аналитики PwC приняли за этим названием роли CIO, CDO, CDTO и другие «цифровые» управленческие позиции) часто по-разному видят приоритеты. Как считают авторы исследования, это может создавать реальные трудности в получении эффекта от проводимых изменений. Несогласованность стратегии или даже стратегий может привести к тому, что руководители, искренне старающиеся ускорить позитивные трансформации, будут двигаться в разных направлениях и в итоге тормозить процесс цифровизации, достигая ровно обратного эффекта от изначально планируемого. Отвечая на вопрос об ожидаемых результатах от инвестиций в цифровые технологии за последние 12 месяцев, руководители бизнес-подразделений и ИТ-руководители в один голос отвечают, что их внимание было сосредоточено на вопросах выживания и повышения эффективности. Но при этом в центре внимания бизнес-руководителей также есть запрос на изменение основной бизнес-модели благодаря цифровым технологиям, в то время как приоритет руководителей технологических служб — модернизация своей ресурсной базы и процессов (инфраструктура, программное обеспечение и т.д.).
Тем не менее исследование выявило две цели цифровой трансформации, по которым у бизнеса и руководителей ИТ есть полное взаимопонимание. Результаты опроса показали, что около 20% ИТ-руководителей полностью согласны с позицией коллег из бизнес-подразделений в двух направлениях. Их приоритеты в сфере цифровизации как сегодня, так и через два года — модернизация бизнес-процессов или реализация инициатив, направленных на повышение скорости и эффективности.
Проявило исследование PwC и действия, которые помогли лидерам в области Digital IQ достичь хороших результатов.
События 2020—2021 гг. поставили перед многими организациями вопрос выживания ввиду введенных мер безопасности со стороны государств. Исследование PwC показывает, что вне зависимости от функционального направления (ИТ или бизнес), а также общего изначального уровня цифровизации до 50% опрошенных лидеров организаций адекватно и своевременно отреагировали на новые вызовы. Они продолжили идти вперед и иногда даже более ускоренными темпами. Это, по мнению экспертов PwC, означает, что роль технологий в качестве катализатора и мобилизующей силы изменений и трансформации важна как никогда.
Аналитики PwC отмечают, что работать по-новому в компаниях помогают облачные вычисления и автоматизация. Однако когда дело касается внедрения технологий, более сложных с точки зрения изменений в культуре, существующей инфраструктуры и общих подходов к выполнению бизнес-процессов, лидеры Digital IQ показывают существенно более высокий уровень инвестиций и скорость принятия адаптации технологий для изменения бизнес-процессов.
Например, лидеры Digital IQ инвестировали в облачные технологии, включая приложения для предприятий, инфраструктуру и платформы развития. Помимо этого, они инвестировали значительные средства в автоматизацию процессов и создание инструментов, позволяющих сотрудникам выполнять задачи быстрее, экономя таким образом время для выполнения работы, требующей творческого и стратегического мышления.
Говоря о финансовых результатах и производительности, авторы исследования PwC констатируют, что согласованность стратегии и действий в сфере цифровой трансформации позволила лидерам в области Digital IQ не только не снизить свои финансовые показатели, но даже повысить их в самом начале кризиса 2020 г., вызванного пандемией. Чаще, чем другие респонденты, они отмечают, что использование в их компаниях цифровых технологий, процессов и методов работы повысило уровень компетенций их сотрудников и обеспечило возможность инновационного развития в течение последних двух лет.
Способы стать цифровым лидером
Наконец, аналитики PwC называют руководителям бизнес- и ИТ-подразделений три «рецепта» того, как они могут добиться согласованности стратегии цифровой трансформации.
Во-первых, создать единое понимание ценности трансформации. Этого они могут достичь следующим образом.
Выравнивание видения и подхода требует большей и прозрачной коммуникации между бизнесом и ИТ. Очень часто недопонимание возникает из-за недостаточного погружения или понимания вызовов, стоящих перед той или иной стороной. Чтобы это преодолеть, необходимо инвестировать существенное время в единое понимание сути проводимой трансформации. Так, на примере облачных технологий, необходимо согласование между заинтересованными сторонами бизнеса, какие результаты его участники ожидают от использования этой технологии с учетом специфики отрасли и текущего уровня развития компании с точки зрения зрелости ИТ.
Для этого авторы исследования считают необходимым определить, каким образом облачные сервисы могут помочь вашему бизнесу получить конкурентные преимущества, в частности какие цифровые и технологические возможности вы получите, какие клиентские проблемы будете решать и какое место занимает или будет занимать ваша компания в отрасли. Необходимо регулярно возвращаться и пересматривать поставленные цели по мере продвижения организации по пути преобразования.
Во-вторых, необходимо изменить модель мышления.
Аналитики PwC считают, что в современной конкурентной среде недостаточно просто улучшать существующие процессы и структуры бизнеса — это путь выживания, а не получения дополнительного конкурентного преимущества. Добиться максимальной выгоды, по их мнению, можно только с помощью фундаментального изменения методов работы и скорости, с которой можно доставлять ценность до заказчиков и улучшать клиентский опыт. Это означает, что более невозможно единожды создать некий продукт и капитализировать его десятилетиями, потребности рынка меняются гораздо более динамично, а вместе с ним должно меняться и предложение.
Руководители должны пересмотреть свой взгляд на методы работы и подходы работы с кадрами. Необходимо быть открытыми к использованию новых методов переобучения, найма и мотивации специалистов в области цифровых технологий. Необходимо понимать, что получение бизнес-эффектов от цифровизации требует времени и повышения компетентности руководителей бизнес- и ИТ-подразделений путем соответствующего переобучения, настаивают авторы исследования.
И в-третьих, они призывают объединиться в стратегическую команду.
Руководители ИТ-служб должны не просто активно взаимодействовать со своими коллегам из бизнес-подразделений, таких как производство, а сформировать с ними стратегическую команду с единым каналом коммуникации и обмена всей необходимой информацией для взвешенного принятия решений. Эксперты PwC подчеркивают особую важность включения туда также руководителей поддерживающих функциональных подразделений, таких как финансовая служба, операционная деятельность, безопасность, налоговая функция, управление рисками и т.д.
Эти подразделения могут быть препятствием или помощью в проводимой трансформации в зависимости от эффективности коммуникации с ними. Поэтому авторы исследования настоятельно рекомендуют инициировать диалог с этими подразделениями на самых ранних этапах, чтобы гарантировать включение аспектов безопасности, комплаенса и корпоративного управления уже на старте проводимой цифровой трансформации компании, дабы они в итоге не стали блоками на самом последнем этапе.
Мнение о росте финансовых результатов и производительности компании в результате цифровой трансформации, % респондентов
Показатель |
Digital IQ лидеры |
Другие руководители |
Рост выручки в первые 12 месяцев пандемии |
3,3 |
1,0 |
Рост выручки более 5% за последние три года |
35 |
27 |
Время, потраченное на инновации |
68 |
54 |
Производительность труда |
77 |
57 |
Оценка достижения ожидаемого эффекта от усилий по цифровой трансформации и инвестиций в следующих областях, % респондентов
Области |
Digital IQ лидеры |
Другие руководители |
Улучшение клиентского опыта |
79 |
64 |
Повышение устойчивости бизнеса |
67 |
53 |
Оптимизация принятия решений за счет более качественного анализа данных |
65 |
62 |
Источник: PwC