Новые правила проверки ККТ

| статьи | печать

Минфин России разработал проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей» (далее — положение), которое должно вступить в силу с 1 марта 2022 г.

Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Закон № ­54-ФЗ). Согласно им с 1 марта 2022 г. проверки за соблюдением законодательства о ККТ налоговые органы будут проводить в рамках федерального государственного контроля (надзора). При этом положение о контроле и надзоре за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ утверждается Правительством РФ (п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ в редакции, действующей с 1 марта 2022 г.). В связи с этим и потребовалась разработка комментируемого проекта.

Профилактические меры

Положением предусмотрено, что налоговики могут проводить следующие виды профилактических мероприятий:

  • информирование,

  • обобщение правоприменительной практики,

  • объявление предостережения,

  • консультирование,

  • профилактический визит.

Информирование проводится в порядке, установленном ст. 46 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Этот порядок, в частности, предусматривает информирование посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в интернете, в СМИ, через личные кабинеты контролируемых лиц в государственных информационных системах и в иных формах.

Обобщение правоприменительной практики налоговики будут делать ежегодно. По итогам обобщения на официальном сайте ФНС России не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, будет публиковаться доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики.

Если у налоговиков есть сведения о готовящихся или возможных нарушениях, а также о непосредственных нарушениях, налоговый орган может объявить компании предостережение о недопустимости нарушений. Если компания не согласна с предостережением, она вправе не позднее чем через 15 календарных дней со дня получения предостережения подать в налоговый орган возражение.

Консультирование может проводиться должностным лицом налогового органа по телефону, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия (п. 14 положения).

Налоговики вправе не чаще одного раза в три года нанести контролируемому лицу профилактический визит. В ходе такого визита контролируемое лицо информируется об обязательных требованиях, а также о видах, содержании и об интенсивности контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых в отношении контролируемого лица. Также в ходе профилактического визита должностным лицом может осуществляться сбор сведений о контролируемом лице. Если при проведении профилактического визита установлены факты возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям или выявлено, что такой вред (ущерб) причинен, должностное лицо направляет такую информацию в контрольный орган для принятия решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения профилактического визита. В этом случае нужно уведомить об этом налоговиков не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения (п. 15 положения).

Контрольные мероприятия

Пунктом 16 положения установлено, что плановые проверки не проводятся. Это полностью соответствует положениям п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ (в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2022 г.).

Внеплановый контроль может производиться путем:

  • контрольной закупки,

  • документарной проверки,

  • наблюдения за соблюдением обязательных требований,

  • выездного обследования.

Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления контролируемого лица в присутствии двух инспекторов. В ее ходе могут производиться осмотр и эксперимент.

В ходе документарных проверок могут совершаться следую­щие контрольные (надзорные) действия:

  • получение письменных объяснений,

  • истребование документов,

  • экспертиза.

Срок проведения документарной проверки не может превышать десяти рабочих дней.

При наблюдении за соблюдением обязательных требований происходит сбор и анализ данных об объектах контроля, имеющихся у контрольного (надзорного) органа. Это могут быть данные, которые поступают в ходе межведомственного информационного взаимодействия, предоставляются контролируемыми лицами в рамках исполнения обязательных требований, а также данные, содержащиеся в государственных и муниципальных информационных системах, данные из сети Интернет, иных общедоступных источников, а также данные, полученные с использованием работающих в автоматическом режиме технических средств фиксации правонарушений, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.

Если в ходе наблюдения будут выявлены факты причинения вреда (ущерба) или возникновения угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, должностным лицом налогового органа могут быть приняты следующие решения:

  • о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;

  • об объявлении предостережения;

  • о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений;

  • иные решения, предусмотренные Законом № 54-ФЗ.

В ходе выездного обследования могут совершаться осмотр и отбор проб (образцов). Отбор проб (образцов) осуществляется в присутствии контролируемого лица либо его представителя и (или) с применением видеозаписи. Не подлежат отбору пробы (образцы) продукции (товаров), не являющиеся объектами федерального государственного контроля (надзора). Если в рамках выездного обследования выявлены признаки нарушений обязательных требований, должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе незамедлительно провести контрольную закупку.

Результаты контрольных мероприятий

По окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия составляется акт. Если были выявлены нарушения, после оформления акта контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Предписание должно содержать:

  • номер, дату и место составления;

  • наименование контролируемого лица, в отношении которого выносится предписание;

  • перечень выявленных нарушений;

  • перечень обязательных требований, которые были нарушены;

  • действия, которые необходимо осуществить контролируемому лицу в целях устранения выявленных нарушений;

  • сроки устранения нарушений;

ФИО, должность лица (лиц) контрольного (надзорного) органа, подписавшего(их) предписание.

Обжалование

Контролируемое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) налоговиков. Жалоба рассматривается в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации. Налоговики могут запросить у контролируемого лица, подавшего жалобу, дополнительные сведения, информацию и (или) документы, относящиеся к предмету жалобы. Их нужно направить в течение пяти рабочих дней с момента запроса. До момента получения запрошенных документов (информации) течение срока рассмотрения жалобы приостанавливается, но не более чем на пять рабочих дней.