Полученное в дар от отца-предпринимателя нежилое помещение должно учитываться бизнесменом-сыном в доходах от предпринимательской деятельности (Определение Верховного суда РФ от 10.12.2021 № 307-ЭС21-13205).
Суть дела
Индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, получил в дар от своего отца, также являющегося индивидуальным предпринимателем, нежилое помещение. Полагая, что дарение произошло между близкими родственниками не в рамках предпринимательской деятельности, бизнесмен не учел стоимость безвозмездно полученного помещения в доходах. Обнаружив этот факт, налоговики доначислили предпринимателю налог по УСН.
Не согласившись с доначислением, бизнесмен обратился в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Они указали, что нежилое помещение по своему характеру и потребительским свойствам не предназначено для использования в личных, семейных и иных, не связанных с предпринимательскими, целях. До заключения договора дарения это помещение использовалось отцом бизнесмена для ведения розничной торговли, в отношении которой он применял ЕНВД. После получения помещения в дар сын использует его для сдачи в аренду. При этом основным видом предпринимательской деятельности сына заявлены аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом. То есть полученное в дар имущество как до, так и после дарения использовалось сторонами в предпринимательской деятельности.
В результате суды пришли к выводу, что, поскольку договор дарения заключен между лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, стоимость имущества, полученного по договору дарения, является внереализационным доходом предпринимателя и подлежит учету при исчислении налога по УСН на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.
Суды отвергли довод бизнесмена о том, что при получении дохода в виде дара недвижимого имущества от физического лица, состоящего с ним в родственных отношениях, налогообложение должно осуществляться с учетом п. 18.1 ст. 217 НК РФ по правилам главы 23 НК РФ. Поскольку в рассматриваемой ситуации доход был получен в рамках предпринимательской деятельности, п. 18.1 ст. 217 НК РФ не подлежит применению ввиду того, что не регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой налога лицами, применяющими УСН.
Суды также отвергли ссылку бизнесмена на письмо Минфина России от 22.07.2015 № 03-11-11/41978. В нем финансисты разъяснили, что поскольку договор дарения нежилого помещения заключен между физическими лицами, то на физическое лицо — индивидуального предпринимателя, применяющего УСН при осуществлении предпринимательской деятельности, порядок учета доходов, предусмотренный главой 26.2 НК РФ, в отношении указанного полученного дохода не распространяется. Суды отметили, что приводимое бизнесменом письмо относится к ситуации получения в дар имущества от близкого родственника вне рамок предпринимательской деятельности и не содержит разъяснений об освобождении от налогообложения при получении в дар имущества, используемого (подлежащего использованию) в предпринимательской деятельности. А в рассматриваемой ситуации бизнесмену отцом в дар передано имущество, используемое в предпринимательской деятельности как до, так и после совершения сделки дарения.
Судья Верховного суда РФ согласился с выводами судов и отказал предпринимателю в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам.