Государства ЕАЭС завершили прошлый год с высокими показателями экономического роста, опередившими прогнозы экспертов. Экономическая активность в регионе превысила допандемийный уровень, а прирост агрегированного ВВП в 2021 г. вышел на отметку 4,5%. Активная фаза восстановления экономик стран Союза завершена. Вместе с тем по-прежнему остается потенциал наращивания выпуска в сфере услуг, а также добыче нефти.
Страны — участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС) закончили 2021 г. с завидными показателями экономической динамики. «Еще в конце 2020 г. мы ожидали сильного восстановительного роста в 2021 г., — комментирует ситуацию главный экономист Евразийского банка развития (ЕАБР) Евгений Винокуров. — Причем тогда наши прогнозы были выше консенсуса экспертов. Однако реальность превзошла даже наши оптимистичные ожидания. Экономическая активность в регионе превысила допандемийный уровень, а рост агрегированного ВВП в 2021 г. сложился вблизи 4,5%».
Экономическая активность в Армении увеличилась на 5,8% по итогам прошлого года. Рост ускорился в IV квартале после некоторого замедления в III.
В декабре индекс экономической активности составил 9,9% год к году (в IV квартале — +9,2%). Этому способствовали усиление динамики в секторах услуг и промышленности, а также сохранение устойчивой положительной траектории в строительстве и торговле. Объем промышленного производства увеличился на 7,9% год к году в декабре за счет обрабатывающих отраслей, что, в свою очередь, поддержало экспорт.
Сдерживающим фактором роста экономической активности в горной республике начиная со 2-го полугодия было снижение объемов сельскохозяйственной продукции (на 1,1% год к году).
Внутренний валовой продукт Белоруссии в 2021 г. вырос на 2,3% и превысил объем допандемийного 2019 г. на 1,6%. Экономическая активность быстро расширялась в 1-м полугодии благодаря росту экспорта и адаптации населения к пандемии. Во 2-м полугодии динамика замедлилась. Рост ВВП в октябре — декабре равнялся 1,2%. Поддержали экономику энергетика (более +7,5% с поправкой на сезонность (SA) в IV квартале), торговля (+1,7% SA), а также восстановление сельского хозяйства (+5% SA).
Сдерживающее влияние на ВВП в последние три месяца прошлого года оказали обрабатывающая промышленность (–0,7% SA), транспорт (–2% SA), строительство (–6% SA).
В нынешнем году ограничивающее влияние на экономическую активность в Белоруссии могут оказать последствия санкций и замедление роста внешнего спроса.
Экономика Казахстана двигается по траектории устойчивого экономического роста. До январских событий деловая активность расширялась: совокупный PMI в декабре повысился до 51,6 балла с 49,1 месяцем ранее. Улучшению показателя способствовало восстановление активности в сфере услуг на фоне усиления спроса. Работу предприятий промышленности ограничивали транспортные задержки и нехватка сырья.
Влияние январских событий на экономику Казахстана, по оценке аналитиков ЕАБР, будет незначительным. Экономика страны обладает существенным запасом прочности и продолжит наращивать свой потенциал.
В период действия чрезвычайного положения экономическая активность в стране несколько ослабла. Работа некоторых организаций осуществлялась в ограниченном режиме — в основном в потребительском секторе. Прямые потери роста ВВП по 2022 г. оцениваются не выше 0,15—0,2 п.п.
Несущественное замедление экономической активности в Казахстане в январе 2022 г. будет нивелировано в кратчайшие сроки. По мере возмещения ущерба, в том числе из бюджетных источников, и восстановления роста сферы услуг экономика продемонстрирует устойчивый рост уже по итогам I квартала. В целом за 2022 г. ВВП страны увеличится на 4%.
В Киргизии экономика приблизилась к пику восстановительного роста. ВВП страны в 2021 г. вырос на 3,6%. Ускорение экономического роста преимущественно обусловлено увеличением объемов производства золота (примерно в четыре раза в декабре 2021 г.). Высокие показатели сложились вследствие низкой базы предыдущего года. Данный статистический эффект продолжит оказывать влияние на показатели роста ВВП и в первые месяцы 2022 г.
Улучшение состояния экономики в основном связано с секторами промышленного производства и розничной торговли, тогда как сельское хозяйство и строительство «буксуют». Внутренний инвестиционный и потребительский спрос также остаются слабыми.
В первой половине текущего года ВВП продолжит ускоряться. Замедление темпов экономического роста ожидается к концу июня вследствие исчерпания эффекта низкой базы.
Российский ВВП ускорился в IV квартале 2021 г. и, по оценке экспертов ЕАБР, мог превысить 4,5% по итогам прошлого года. Ускорение в IV квартале частично связано с восстановлением сельского хозяйства из-за смещения уборочных работ.
Другим фактором могло стать усиление инвестиционной активности, на что указывает рост объема входящих финансовых потоков в отраслях инвестиционного спроса. В IV квартале 2021 г. они превышали уровень предыдущего квартала на 18,8% в среднем в месяц. Инвестиционную активность в IV квартале могло также поддержать улучшение в 2021 г. финансовых результатов компаний.
В целом динамика ВВП в конце 2021 г. указывает на его более быстрое приближение к потенциалу, чем ожидалось ранее. Поэтому пространство для повышенного роста в 2022 г. сокращается.
Оценки Евразийского банка развития очень близки показателям, которые на этой неделе представило Минэкономразвития России. По мнению специалистов ведомства, в прошлом году ВВП вырос на 4,6%, полностью компенсировав снижение на 2,7% в 2020 г.