Отечественная экономика в 2021 г., по оценке экспертов РАН, показала отменный рост ВВП — порядка 4,4%, что позволило преодолеть последствия коронакризиса еще в первой половине прошедшего года. В нынешнем году темпы экономического прироста замедлятся, но останутся стабильными (2,6%). Прогноз академиков не учитывает геополитику, однако сводный стресс-индекс ВШЭ показывает, что фондовый рынок успокаивается, а потребление электроэнергии и железнодорожные перевозки растут.
Прирост российского ВВП в прошлом году, по расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, составил 4,4%. При этом оценки с использованием анализа временных рядов позволяют говорить о том, что граница повышения ВВП в 2021 г. была даже немного выше (4,5%).
Главным драйвером экономического роста в прошлом году стало потребление домашних хозяйств в результате увеличения реальных располагаемых денежных доходов населения, реализации отложенного потребительского спроса и сохранения ограничений на выезд граждан за границу.
Вторым фактором позитивной экономической динамики стало валовое накопление основного капитала отечественными предприятиями.
Государственное потребление показало окулонулевой вклад в формирование ВВП. Положительный тренд, связанный с восстановлением объемов российского экспорта, был нивелирован ростом импорта.
Вместе с тем аналитики ИНП прогнозируют замедление темпов роста в текущем году и среднесрочной перспективе. «Результаты расчетов по квартальной макроэкономической модели свидетельствуют о формировании условий для торможения темпов экономического роста в среднесрочной перспективе и возвращении их на траекторию, характерную для докризисного развития российской экономики, — комментирует ситуацию глава ИНП, член-корреспондент РАН Александр Широв. — Возможно, с некоторым ее превышением».
Триггером замедления роста ВВП в 2022—2024 гг. станут отмена стимулирующих мер господдержки и ужесточение денежно-кредитной политики. При совокупном приросте ВВП в период 2022—2024 гг. в 7,4% среднегодовые темпы могут составить 2,4%.
Характерной чертой экономической динамики будет значительное сокращение вклада домашних хозяйств в прирост ВВП, что связано с ограничениями на рост доходов населения как в части заработной платы, так и иных выплат, в том числе социальных. Правда, возможен вариант, при котором в результате решений правительства по единовременным выплатам населению в течение 2022 г. и последующих лет ситуация может измениться.
Государственное потребление на фоне бюджетной консолидации в 2022—2024 гг. внесет вклад в темпы роста ВВП не более 0,2 п.п. Это также будет формировать дополнительные ограничения на ускорение роста экономики в среднесрочном периоде.
Экспорт нефти и газа «на высоте»
Внешнеэкономическая деятельность будет опережать общеэкономическую динамику. В октябре прошлого года цена на нефть сорта Brent поднялась выше отметки 80 долл. за барр. и держится там до сих пор. По этой причине прогнозные оценки цены на нефть в 2022—2024 гг. увеличены до 80 долл. за барр. и выше. Динамика цен на газ выглядит еще лучше.
Объемы добычи нефти увеличатся до 560 млн т в 2022 г. и в последующие два года будут сохраняться. При этом экспорт нефти в 2022 г. оценивается в 273 млн т с последующей стабилизацией на отметке 275 млн т в 2023—2024 гг.
Поставки газа на мировой рынок в 2022 г. составят 230,5 млрд куб. м. Сохранение спроса на внешнем рынке позволит обеспечить экспорт газа к 2024 г. на уровне 238,5 млрд куб. м.
В этих благотворных для российской экономики условиях экспорт в целом за период 2022—2024 гг. увеличится на 14,1%. Самые высокие темпы годового прироста (6,8%) он продемонстрирует в 2022 г., что будет связано с постепенным снятием ограничений в рамках сделки ОПЕК+ и дальнейшим восстановлением важнейших мировых рынков сырья.
Совокупный прирост импорта в 2022—2024 гг. будет равняться 17,9%, при среднегодовых темпах на уровне 5,6%. Увеличение импорта будет обусловлено восстановлением спроса на зарубежные товары, а также услуги в результате снижения ограничений на международный туризм.
Реализация описанного выше сценария развития внешней торговли в 2022 г. сформирует положительный вклад чистого экспорта в экономическую динамику на уровне 0,4 п.п.
Это особенно важно, когда ключевым направлением развития экономики остается трансформация экспортных доходов в рост инвестиций в основной капитал и увеличение бюджетных расходов.
Рост инвестиций может опираться как на государственные вложения, так и на доходы, которые сформировались у бизнеса в 2021 г. В этих условиях основная задача государства состоит в том, чтобы в экономике возникла мотивация для инвестирования этих средств.
Такая мотивация, по мнению ученых ИНП, может быть сформирована в результате действия трех основных факторов.
Во-первых, сохранения позитивной динамики экономического роста, в том числе потребительского спроса.
Во-вторых, реализации набора мер государственной инвестиционной политики, стимулирующей приток частных инвестиций в наиболее важные секторы экономики на базе реализации инвестпроектов, мер налогового стимулирования, использования специализированных механизмов финансирования.
В-третьих, создания условий для увеличения доли заемного финансирования в инвестициях.
Воплощение в жизнь такого сценария приведет к тому, что совокупный прирост инвестиций в основной капитал составит 8,7% за три года, что будет опережать общий рост экономики за данный период. Такая динамика означает позитивный вклад инвестиций в экономическую динамику не ниже 0,5 п.п. в год.
Рынки успокаиваются
Прогноз развития отечественной экономики не учитывает риски, связанные с геополитическими «разборками» и возможным усилением санкций. Однако сводный стресс-индекс, который рассчитывают аналитики Центра развития (ЦР) «Вышки», показывает снижение уровня рисков, вызванных напряжением в международной политике.
«Компоненты индекса D-DESI, характеризующие состояние финансовых рынков, указывают на снижение рисков — с их довольно высокого уровня — в последнюю неделю, — подчеркивает эксперт ЦР Сергей Смирнов. — В случае дипломатического разрешения геополитического конфликта уровень экономического стресса в российской экономике, скорее всего, снизится до обычного уровня, не генерирующего „сигналов тревоги“».
При наблюдаемом повышении нефтяных цен выше 90 долл. за барр. любой другой сценарий выглядел бы довольно надуманным. Оптимизма добавляет и перспектива завершения пандемии, которая выглядит все более вероятной по окончании волны, вызванной «омикроном». Частичное и даже полное снятие ограничений, связанных с пандемией, во многих наиболее развитых странах ведет к оживлению мировой экономики.
Наконец, динамика потребления электроэнергии и объема железнодорожных грузоперевозок в России сейчас выглядит вполне позитивной (прирост на 5,1 и 8,1% по сравнению с аналогичными неделями 2021 г. соответственно).