Оперативная статистика Московской биржи демонстрирует всплеск активности мелких инвесторов после январского биржевого обвала. Желание прикупить по сходной цене ценные бумаги понятно и выглядит разумно. Хотя авторитетные исследователи цинично препарируют биржевые показатели за несколько лет, и картина выходит у них не очень солнечной.
Биржевой бум среди граждан начался сразу после обвала, спалившего примерно 150 млрд долл. Сделки совершили 2,8 млн человек — рекорд. За январь инвесторы-физлица вложили в покупку акций российских компаний 101,7 млрд руб., 400 тыс. человек открыли брокерские счета, общее число которых достигло 17,4 млн — максимальная активность частных инвесторов за историю российского рынка.
Такое поведение адекватно — ничто так не привлекает инвесторов, как падение рынка. Любопытно, что на Московской бирже за год четко обозначилась такая тенденция, говорят эксперты: крупные институциональные инвесторы, прежде всего нерезиденты, разгружают портфели, тогда как миллионы «частников», вооруженные мобильными приложениями банков, покупают бумаги. Аналитики полагают, что теперь очевидно: краткосрочную динамику рынка определяют крупные фонды-нерезиденты, но долгосрочно для российского рынка акций имеет значение приток средств мелких инвесторов-физлиц.
В то же время в «Мониторинге экономической ситуации в России», подготовленном коллективом экспертов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара (Института Гайдара) и Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС), ситуация на отечественном рынке акций в 2021 г. — начале 2022 г. описывается без излишних восторгов.
Исследователи пишут: «Российский рынок акций подтвердил свою репутацию как одного из самых волатильных. Нередко инвесторы воспринимают риск резкого изменения цен финансовых активов как некоего „черного лебедя“. Однако, по нашему мнению, на 25-летнем временном горизонте начиная с 1997 г. динамику рынка акций российских эмитентов более точно характеризует альтернативная гипотеза „черных индюшек“ Лоуренса Сигеля (2010) и Пола Каплана (2020). Согласно этой гипотезе, финансовые кризисы рассматриваются как длящиеся во времени события, начиная от момента спада цен на акции до полного их выхода на предкризисный уровень. Многие рынки капиталов перманентно живут в условиях кризиса в течение значительной части своей истории».
Это в полной мере относится к российскому фондовому рынку. На 25-летнем временном горизонте, с 1997 по 2021 г., рынок акций российских компаний столкнулся с четырьмя волнами финансовых кризисов — 1997, 2008, 2014 и 2020 гг. После падения рынка акций в июне 2008 г. на 78,2% значение индекса РТС не восстановилось до докризисного уровня до сих пор, отмечают авторы работы.
По мнению исследователей, наличие предрасположенности рынка акций к продолжительным кризисным состояниям в условиях, когда он начинает аккумулировать накопления миллионов частных инвесторов, требует учета данного фактора при разработке Стратегии развития финансового рынка России на период до 2030 г. И вот какие простые вещи ученые имеют в виду. «Это предполагает принятие мер по более полному раскрытию информации о параметрах рисков вложений в акции российских компаний, опережающему развитию институтов коллективных инвестиций, позволяющих диверсифицировать портфели частных инвесторов, повышению уровня доступности альтернативных акциям финансовых инструментов с фиксированной доходностью», — отмечается в Мониторинге.
В 2021 г. в России второй год подряд продолжается рост количества частных инвесторов на бирже и стоимости их активов. Число уникальных клиентов брокеров выросло с 8,8 млн в 2020 г. до 16,8 млн в 2021 г., или в 1,9 раза. Количество активных клиентов брокеров, совершавших хотя бы одну сделку в течение месяца, за аналогичный период выросло с 1,4 млн до 2,6 млн, или также в 1,9 раза. Количество индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) физических лиц увеличилось с 3,5 млн до 4,9 млн, то есть в 1,4 раза.
В 2020—2021 гг. поведение частных инвесторов в России существенно отличалось от того, как вели себя частные инвесторы в странах Европейского союза, и в большей мере соответствовало тенденциям на финансовых рынках США и Китая, считают ученые.