Российское кино переживает ренессанс. Количество зрителей, посмотревших в прошлом году в кинозалах отечественные фильмы, приближается к 40 млн, что стало возможным в результате выделения бюджетом на создание отечественных картин порядка 25 млрд руб. ежегодно. Сегодня в актуальной повестке повышение качества фильмов. В этих целях нужно обеспечить более весомое участие в принятии решений о финансировании кинокартин не только чиновников, но и экспертных советов, куда входят режиссеры, продюсеры, представители прокатных компаний.
В прошлом году число зрителей, увидевших в кинотеатрах российские фильмы, составило, по оценке главы Министерства культуры РФ Ольги Любимовой, около 40 млн. При этом доля отечественного кино на национальном рынке равняется порядка 30%.
К услугам зрителей в стране почти 2 тыс. кинотеатров и 5 тыс. кинозалов, из которых 1,1 тыс. открыты в 81 регионе после 2015 г. по программе модернизации кинозалов в малых населенных пунктах с населением до 500 тыс. человек. Только в прошлом году свои двери открыли 120 кинозалов, в следующие три года появятся еще 300.
Отечественные картины принимали участие в программах всех значимых кинофестивалей мира — в Каннах, Венеции, Локарно, Пекине, Иерусалиме и других международных творческих конкурсах. Всего на мировых кинофорумах было представлено 23 фильма, 12 из которых были отмечены наградами.
«Три кита» господдержки
«Из всех искусств для нас важнейшим является кино», — писал Владимир Ильич Ленин в начале XX века, и эта мысль весьма актуальна в нынешних условиях. Ведь кино формирует взгляды людей на прошлое страны и заставляет по-новому взглянуть на сегодняшнюю жизнь.
Государство не скупится на расходы, связанные со съемками российских картин. Через три организации — Фонд кино, Институт развития интернета и Министерство культуры — создатели отечественных фильмов получают в год около 25 млрд руб.
Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии нацелен в первую очередь на помощь лидерам кинопроизводства, которые получают основную часть безвозвратных государственных субсидий. В 2021 г. объем государственного финансирования Фонда составил 2,82 млрд руб.
В результате конкурсного отбора в прошлом году лидеры рынка получили 1,3 млрд руб., остальные компании поменьше. Среди проектов «капитанов» отечественного кино поддержка была выделена фильму «Сто лет тому вперед» по произведению советского фантаста Кира Булычева («Водород»), режиссерскому дебюту известного актера Алексея Чадова «Джон» (СТВ), анимационному фильму «Ходжа Насреддин» Тимура Бекмамбетова, спортивной драме о российском хоккее «Русская пятерка» (123 Production) и рассказу о знаменитом шахматном поединке Анатолия Карпова с Робертом Фишером «Чемпион мира» («Студия „ТРИТЭ“ Никиты Михалкова»).
Процедура отбора проектов выглядит следующим образом. Фонд кино объявляет конкурс, прошедшие предварительный отбор заявки оценивает экспертный совет (кстати, в прошлом году состав его обновился почти наполовину), после чего продюсеры борются за свои проекты уже на открытых питчингах. Затем проекты оценивает Министерство культуры и представляет их совету, которым руководит советник президента по культуре Владимир Толстой.
Институт развития интернета (ИРИ) был создан при поддержке Администрации Президента в 2015 г. и до позапрошлого года не был связан с производством фильмов. В 2020 г. ИРИ стал выступать в качестве «оператора конкурса на создание интернет-контента для молодежи» и получать, соответственно, ежегодную субсидию в 3 млрд руб.
В 2021 г. к первоначальной субсидии добавили дополнительную сумму — 7 млрд руб. Целевым назначением этих средств стало создание «государственного контента, в том числе направленного на формирование гражданской идентичности и духовно-нравственных ценностей среди молодежи». В нынешнем году бюджет ИРИ составит уже 15 млрд руб.
Существенным отличием работы ИРИ от Фонда кино является отсутствие открытых питчингов. Малознакомые широким слоям публики эксперты удаленно оценивают проекты. Затем перечень из 70—100 проектов оценивает конкурсный комитет под председательством главы ИРИ Алексея Гореславского. Затем выбор одобряет наблюдательный совет под руководством первого замруководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко.
Третий канал финансирования фильмов обеспечивает собственно Министерство культуры. Ведомство поддерживает проекты, которые, возможно, не добьются большого успеха в прокате, но обладают культурной значимостью или фестивальным потенциалом. В прошлом году министерство распределило таким образом 3,51 млрд руб.
Опять «в кулуарах»
Среди профессионалов отечественного кино и просто любителей фильмов давно идут дискуссии о необходимости реформирования системы господдержки отрасли. Во всех трех вариантах финансирования мнение творческих советов имеет совещательный характер. Окончательное решение принимают чиновники того или иного ранга.
В проекте нового Положения об отборе организаций кинематографии, претендующих на получение субсидий на производство национальных фильмов, разработанном Министерством культуры и находящемся сейчас на стадии общественного обсуждения, сформулированы критерии отбора проектов.
Кроме творческого своеобразия, художественной ценности, актуальности проекта будут учитываться сведения об успешности проектов, ранее созданных компанией при государственной финансовой поддержке, количество зрительских просмотров.
Авторы проектов будут их представлять в рамках очной защиты на заседании соответствующего экспертного совета. Причем голосование членов экспертного совета о целесообразности предоставления государственной поддержки будет тайным.
Однако решение соответствующих экспертных советов будет опять носить рекомендательный характер. Министерство само будет формировать перечень организаций кинематографии — получателей субсидий.
Для повышения качества создаваемых при господдержке фильмов необходимо реальное участие творцов в самом принятии решений о выделении бюджетных денег, хотя бы на паритетных началах.