Написанные Александром Пушкиным двести лет назад строки сегодня опять, в который раз, стали весьма актуальны. Противоречия между Россией и Западом становятся все глубже и, по всей вероятности, останутся с нами надолго. В этих условиях нужен тренд экономической политики, нацеленный на ускорение разворота российской экономики на Восток. Более востребованным становится импортозамещение продукции из стран Запада, а вот товары из восточных государств вряд ли стоит спешить заменять отечественными аналогами.
Реакция западных стран на признание нашей страной Донецкой и Луганской республик вполне ожидаемо стала негативной. Соединенные Штаты уже заявили о введении санкций против республик и пообещали продолжить двигаться в том же направлении. Глава европейской дипломатии Жозеп Баррель тоже заявил о новой волне антироссийских ограничений.
Между тем важной особенностью российской экономики является ее сильная вовлеченность в мировую хозяйственную систему. Доля экспорта в ВВП России, по оценке заведующего кафедрой торговой политики ВШЭ, бывшего замглавы МЭР Максима Медведкова, составляет порядка 22% (для сравнения: Китая — 18%, Индии — 11%, США — 7%).
Европейский союз остается, по данным Минэкономразвития, одним из основных торговых партнеров России. На его долю по итогам 2020 г. приходилось 192,4 млрд долл. (38,5%) российского товарооборота. При этом доля ЕС в российском экспорте составляла 113,7 млрд (40,6%), а в импорте — 78,7 млрд долл. (35%).
Россия, со своей стороны, занимает пятое место в числе ведущих торговых партнеров ЕС (после КНР, США, Великобритании и Швейцарии). Наша страна возглавляет список государств — поставщиков в ЕС природного газа и находится на лидирующих позициях по продажам нефти и нефтепродуктов.
Однако пик взаимной торговли России с ЕС уже прошел. Он пришелся на 2013 г., в котором объем товарооборота составил 417,7 млрд долл., а доля ЕС во внешней торговле России составила 49%.
Восточная звезда пленительного счастья
Идея разворота российской экономики на Восток не нова. Ее высказывали многие экономисты еще до начала нынешнего конфликта России со странами Запада. Так, на Красноярском экономическом форуме в 2012 г. его участники отмечали, что наша страна вошла в мировую экономику не в том месте, где нужно. Они имели в виду, что ключевые центры экономического роста и технологического развития в последние годы явно переместились в азиатские страны.
Масштабная работа, нацеленная на разворот российской экономики на Восток, началась в 2014 г., когда был инициирован целый ряд крупных проектов, ориентированных на расширение торгово-экономического сотрудничества с Китаем, в том числе строительство газопровода «Сила Сибири — 1», а затем и проектирование «Силы Сибири — 2».
По итогам 2021 г. взаимный товарооборот России и Китая, по словам Президента РФ Владимира Путина, вырос более чем на треть, превысив рекордный показатель — 140 млрд долл. Страны уверенно двигаются к поставленной цели — довести объем торговли до 200 млрд долл. в год. Реализуется ряд важных инициатив в инвестиционной, производственной, агропромышленной сферах. В частности, в «портфеле» Межправительственной комиссии по инвестиционному сотрудничеству — 65 проектов на сумму свыше 120 млрд долл.
Последовательно расширяется практика расчетов в национальных валютах, формируются механизмы, позволяющие нивелировать негативное влияние односторонних санкций Запада. Важной вехой в этой работе стало подписание в 2019 г. Соглашения между правительствами России и КНР о расчетах и платежах.
Вместе с тем Россия может более активно расширять торгово-экономические отношения и с другими странами Азии. Большой потенциал роста существует в торгово-экономических отношениях с Индией, темпы прироста экономики которой (9%) в последнее время превышают даже показатели Китая (8,1%).
Пока же товарооборот между Россией и Индией существенно, мягко говоря, меньше аналогичного показателя с Китаем. В 2020 г. его объем с родиной Махатмы Ганди составил 9,3 млрд долл. Доля Индии во внешнеторговом обороте России в 2020 г. составила скромные 1,7% и занимает по этому показателю лишь 16-е место.
Еще одним направлением восточного вектора российской экономики может стать самая крупная в мире зона свободной торговли (ЗСТ). С 1 января нынешнего года 16 стран приступили к практической реализации Регионального всеобъемлющего экономического партнерства (Regional Comprehensive Economic Partnership, RCEP). Объединение было создано на базе государств АСЕАН и шести торговых партнеров — Китая, Южной Кореи, Японии, а также Австралии и Новой Зеландии.
Зона регулирования RCEP включает в себя торговлю товарами, услугами, инвестиции, экономическое и техническое сотрудничество, интеллектуальную собственность, конкуренцию, урегулирование споров, электронную торговлю, малые и средние предприятия (МСП) и другие вопросы.
На долю стран — участниц RCEP сейчас приходится около 30% мирового ВВП и более четверти мирового экспорта. Партнерство надеется обеспечить регуляторную основу, направленную на снижение торговых барьеров и более широкий доступ на рынки товаров и услуг для предприятий региона.
Для России с учетом ее обязательств в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) непросто включиться в работу RCEP. Однако в ходе опроса, который провел в конце декабря прошлого года Институт торговой политики ВШЭ, эксперты отметили возможность совместимости права ЕАЭС и ВТО. Значит, возможна и совместимость права ЕАЭС и RCEP.
Как избежать застоя
Отечественные программы импортозамещения, по мнению М. Медведкова, можно разделить на четыре группы. Первая включает АПК, где наша страна реализует доктрину продовольственной безопасности. Основа государственной поддержки этих мер — финансовые субсидии, которые бюджет предоставляет на поддержку сельского хозяйства.
Вторая группа мер относится к государственным закупкам. Тут для поддержки российских производителей правительство ограничивает возможность закупки импортируемых товаров, а в некоторых случаях их запрещает.
Третий трек импортозамещения касается сразу нескольких отраслей промышленности. Их поддержка тоже представляет собой субсидии. Кабинет министров не ограничивает доступ на рынок иностранных товаров, но поддерживает тех, кто инвестирует в их выпуск на территории России.
Четвертое направление относится к критической инфраструктуре, включая информационные системы, телекоммуникации, системы управления. Здесь правительство ограничивает применение импортных компонентов или готовых изделий, главным образом электроники.
В результате воплощения в жизнь программ импортозамещения доля импортной продукции на внутреннем рынке промышленных товаров, по данным Кабинета министров, сократилась с 49% в 2014 г. до 40% в 2020 г.
Актуальность импортозамещения товаров из западных стран теперь будет возрастать, поскольку они ставят в качестве официальной цели сдерживание экономического роста России.
Однако не стоит торопиться заменять на внутреннем рынке продукцию, произведенную в восточных странах, которые занимают нейтральную позицию и не поддерживают санкции против нашей страны. Нельзя замыкаться в собственном экономическом «коконе», особенно России, чья доля в глобальной экономике невелика. Такая стратегия чревата застоем и стагнацией.