После небольшой паузы правительство обнародовало перечень мер государственной поддержки экономики. Однако большинство из них ориентировано на финансовый сектор и крупные компании. Предпринимательское сообщество настаивает на масштабном расширении перечня инструментов экономической политики, начиная от моратория на все проверки и пени по налогам и заканчивая амнистией бизнесменов, находящихся «в местах не столь отдаленных».
Особое внимание в нынешней острой ситуации Кабинет министров пообещал уделить мерам поддержки отечественного бизнеса. Для системообразующих предприятий сформированы две группы мер. Во-первых, точечная помощь тем, кто окажется в сложном положении из-за санкций, во-вторых, мероприятия общего характера. Сейчас многим потребуется время на изменение логистических цепочек и пополнение оборотных средств.
«Для малых и средних предприятий правительство вместе с Банком России рассматривают дополнительные меры поддержки, сочетающие субсидирование и фондирование банков, которые работают с этим сектором экономики, — подчеркнул премьер Михаил Мишустин. — Мы должны сделать так, чтобы условия работы для небольших предприятий не изменились. Обязательно сохранить для них действующие квоты по государственным закупкам — это нужно отдельно проконтролировать».
Еще одним направлением работы Кабинета министров станут меры, нацеленные на сохранение инвестиционной активности. Ограничения, которые введены против России, стимулируют делать основной акцент на внутренних капиталовложениях.
«Нам нужно создать предпринимателям максимально благоприятные условия. Убрать лишние административные барьеры, чем мы занимаемся на протяжении последнего времени. И сформировать механизмы поддержки уже запущенных инвестиционных проектов, — отметил г-н Мишустин. — Эти вопросы планируем проработать совместно с бизнесом. Максимально облегчить процедуры государственных закупок, сокращая избыточные требования. Министерство финансов также готовит предложения по амнистии капиталов».
Большинство представленных мер государственной поддержки окажут позитивное влияние на работу бизнеса, но некоторые действия властей могут помешать отечественным компаниям выдержать поток ограничительных мер.
Ущерб от санкций, по словам академика Сергея Глазьева, усиливается политикой денежных властей. Резкое повышение ключевой ставки Центрального банка до 20% годовых сильно ограничит доступ российским предприятиям реального сектора к кредитному финансированию.
Более активную позицию, по мнению С. Глазьева, Банк России должен занимать в формировании курса рубля. Его раскачивание приводит к тому, что портится инвестиционный климат в реальном сегменте экономики, порождает неопределенность основных параметров инвестиционных проектов, использующих импортное технологическое оборудование.
Санкции против технологических отраслей, по оценке главы Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка Александра Борисова, в ближайшее время на массовом рынке не скажутся. Страна сегодня подготовлена к шоку лучше, чем ранее, по большинству параметров.
«Однако стоит вопрос: что делать, чтобы обеспечить хотя бы минимальный экономический рост во все более усложняющихся условиях, когда санкции нарастают как снежный ком? — задает актуальный вопрос г-н Борисов. — Хотел бы в этой связи привести пример Китая, который в последние годы также в достаточно непростых условиях сфокусировался одновременно на двух направлениях. Первое (социальное) — борьба с бедностью через рост доходов населения. Второе (экономическое) — упор на развитие внутреннего рынка через расширение предложения».
Компании, ориентированные на внутренний рынок, в целом положительно оценили меры Кабинета министров, но считают, что их перечень закрывать явно рано.
«Говоря об анонсированных мерах поддержки МСП, можно сказать: хорошо, но мало, — заметил уполномоченный по защите прав предпринимателей при Президенте РФ Борис Титов. — Россия столкнулась с беспрецедентным санкционным давлением в новейшей истории нашей страны. Нужно заботиться не только о состоянии бюджета и курса валют, но и о сохранении рабочих мест, экономического потенциала государства в целом».
Мораторий на проверки, предложенный Кабинетом министров, будет весьма полезен отечественным компаниям.
Расширение лимитов на программу ФОТ 3.0 все равно представляет собой кредитование, эти деньги пусть в будущем, но придется возвращать. Хотя многое зависит от процентной ставки по программе. Если она окажется значительно ниже реальной инфляции, то это само по себе будет означать фактическое субсидирование МСП. Но надо понимать, насколько широк будет перечень отраслей, которые признают пострадавшими.
«Компенсация расходов на отечественную систему быстрых платежей скорее символический шаг, — напомнил г-н Титов. — У бизнеса куда острее запросы на ограничение ставки эквайринга по банковским картам».
Предпринимательское сообщество предлагает расширить список инструментов государственной поддержки следующими мерами экономической политики.
Необходимо запретить банкам увеличивать процентную ставку «задним числом» по кредитам, предоставленным до 28 февраля текущего года.
На время экономической волатильности целесообразно ввести мораторий на возврат основного долга по уже выданным предпринимательским кредитам (обслуживать только проценты).
Стоит принять программу невозвратных кредитов для пострадавшего от внешних ограничений бизнеса всех категорий с условием сохранения занятости (по аналогии с программой ФОТ 2.0, принятой в 2020 г.).
Можно снизить страховые взносы до 15% для всех субъектов предпринимательской деятельности и на весь объем фонда оплаты труда.
Временно, до окончания повышенной экономической волатильности, отказаться от начисления пеней по налоговым задолженностям.
Наконец, самое приятное — объявить широкую амнистию в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений, перечень которых предусмотрен так называемыми экономическими статьями Уголовного кодекса (включая прекращение уголовных дел указанной категории, находящихся в производстве).
В заключение стоит привести еще одну цитату академика Глазьева: «Американские санкции — это агония уходящего, основанного на применении силы имперского мирохозяйственного уклада. Чтобы минимизировать связанные с ней опасности, нужно ускорить формирование нового — интегрального — мирохозяйственного уклада, восстанавливающего международное право, национальный суверенитет, равноправие стран, разнообразие национальных моделей хозяйствования, принципы взаимовыгодности и добровольности в международном экономическом сотрудничестве».