Санкции во внешней торговле — лишь одно из направлений экономической войны, объявленной Западом России, но чувствительное. Стоит хотя бы в общем оценить, по каким еще товарным позициям, к уже объявленным, наши внешние противники могут надавить и чем потенциально способна ответить Россия.
Внешнеторговая статистика ФТС России свежа (итоги за 2021 г. представлены в минувшем феврале) и обширна, но для заявленного анализа выдвигает несколько барьеров.
Так, по отдельным государствам относительно легко доступна только статистика по группам товаров (к примеру, кофе, чай и пряности учитываются скопом, как и нефть, газ, уголь и пр.). Хотя групп таких насчитывается тоже немало — 97. Для более-менее оперативной оценки приходится выбирать этот вариант.
Однако и таких данных за весь 2021 г. еще нет — только за три квартала. Причем не нарастающим итогом, а раздельно по кварталам, то есть либо погружайся в многочисленные, а потому небыстрые подсчеты, либо…
Выручило то соображение, что в данном случае важны не столько абсолютные значения, сколько соотношения в товарной структуре в приближенном виде, а для такой оценки вполне годны и данные за полные предыдущие годы. Но и здесь есть незадача — в 2020 г. внешнюю торговлю изрядно «выгнула» пандемия коронавируса, и более надежно, вроде бы, должна выглядеть статистика за благополучный 2019 г. Поэтому его данные легли в основу анализа (с аналогами в скобках за 2020 г.), а где позволяет смысл, будем оперировать свежими цифрами по итогам 2021 г.
С последних и начнем. Практически все застрельщики атаки на экономику России да пара из «вспомогающего актива» попали по итогам ушедшего года в первую десятку ведущих стран во внешней торговле России.
К сожалению, попытка разместить данные по всем «бойцам» с Россией из первой десятки внешнеторговых партнеров за 2021 г. ограничивается отведенными размерами полосы номера. Но картина-то и с ними аналогична. Поэтому ограничимся знакомством с двумя, пожалуй, наиболее яркими из них представителями.
Чем торгуем
Германия. Занимает в топ-10 второе место после Китая и является «лицом» экономической политики ЕС. Торговый оборот с нею по итогам 2021 г. — 57,0 млрд долл., прирост год к году — 35,7%.
А теперь вернемся к данным за 2019 (2020) гг. Тогда российский экспорт подсчитан округленно в размере 28,05 млрд долл. (18,6 млрд), импорт — 25,1 млрд долл. (23,4 млрд). И что примечательно, в торговле с Германией у нас максимальное разнообразие — присутствуют все 97 товарных групп. Но представим, конечно, только наиболее отличившиеся.
В экспорте планку в 1 млрд долл. преодолела только одна товарная группа с результатом 23,4 млрд долл. (14,4 млрд) — «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» (далее для краткости — «Топливно-энергетические товары»). В импорте такое проделали «Фармацевтическая продукция» — 3,05 млрд долл. (2,1 млрд), «Пластмассы и изделия из них» — 1,6 млрд долл. (1,55 млрд), «Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части» (далее — «Машины и оборудование») — 6,0 млрд долл. (5,9 млрд), «Электрические машины и оборудование, их части; звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура, аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности» (далее — «Электрические машины и оборудование») — 1,8 млрд долл. (1,8 млрд), «Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности» — 3,7 млрд долл. (2,8 млрд), «Инструменты и аппараты оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические; их части и принадлежности» — 1,3 млрд долл. (1,4 млрд). Итого по весомым товарным группам — 6:1 в пользу Германии.
Далее планка отбора немного снижена, чтобы торговля по ассортименту товаров выглядела представительнее.
Соединенные Штаты. В 2021 г. торговый оборот с США составил 34,4 млрд долл. (четвертое место в топ-10) с ростом на 43,6%. Экспорт в 2019 (2020) гг. — 13,1 млрд долл. (10,8 млрд), импорт — 13,2 млрд долл. (13,0 млрд).
В экспорте в Штаты особо отличились «Топливно-энергетические товары» — 6,8 млрд долл. (5,4 млрд), «Продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов» — 0,7 млрд долл. (0,7 млрд), «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты» — 1,5 млрд долл. (2,1 млрд), «Черные металлы» — 1,0 млрд долл. (0,6 млрд).
В импорте из США выделялись «Фармацевтическая продукция» — 1,2 млрд долл. (1,0 млрд), «Машины и оборудование» — 1,8 млрд долл. (1,8 млрд) и «Электрические машины и оборудование» — 0,7 млрд долл. (0,6 млрд).
Чего можно ожидать
Напомним, западные санкции по линии внешней торговли направлены против наших передовых производств (ВПК, космос, авиа- и судостроение), а также отраслей, крайне важных для зарабатывания валютных средств и пополнения бюджета страны (энергетический комплекс). Отдельные из этих санкций одновременно направлены на разжигание в России широкого социального недовольства — запрет в Евросоюзе продавать в Россию свои «Эйрбасы» и запчасти к ним (по звучавшим оценкам, они занимают до 60% нашего магистрального авиапарка) чреват большими проблемами в плане мобильности населения при такой огромной территории страны.
Во время подготовки этого материала Reuters сообщил, что к санкциям присоединился и американский «Боинг». Компания прекращает поставки запчастей, техобслуживание и поддержку для российских авиакомпаний. То есть проблема усугубляется.
Очевидно, новый санкционный навал начался и на российский авторынок. Немецкий производитель BMW объявил о прекращении поставок и остановке производства своих автомобилей в России, эстафету подхватил американский концерн Ford, еще один «американец» General Motors объявил о приостановке экспорта к нам своих автомобилей. Компания Mitsubishi Motors, по сообщению Reuters, рассматривает возможность остановки поставок и производства автомобилей в нашей стране.
Еще один внешнеторговый «фронт» против России открыли международные грузоперевозчики. Одна из крупнейших логистических компаний мира швейцарская Kuehne & Nagel 2 марта объявила о приостановке доставки импортных грузов в Россию, за исключением фармацевтических, медицинских и гуманитарных. Этот почин подхватила тоже всемирного уровня немецкая почтово-логистическая компания DHL.
Утешает, что нам обещают не обрезать поставки лекарств — весомая, как видно по примеру Германии и США, статья в российском импорте.
В общем, санкционный поток набирает обороты.
Чем на это может ответить Россия? Собственно, ответ появляется и сам по себе, поскольку санкции — это палка о двух концах. 2 марта биржевая цена на газ в Европе взлетела на новую рекордную высоту, превысив 2200 долл. за 1 тыс. куб. м. Причем сбила ее оттуда весть, что Газпром краткосрочно забронировал газопровод «Ямал-Европа», что несколько добавит газа европейским потребителям. При этом, заметим, такой крайний аргумент, как остановка им поставок газа, остается у России козырем на руках.
Собственно, ЕС и выгородил экспорт нашего газа, в отличие от нефти, из-под санкций, опасаясь худшего варианта (на его газовом рынке, по экспертным оценкам, доля российских поставок доходит до 40%, а в Германии — до 55%).
Фьючерсная цена на нефть Brent 2 марта повысилась до 104 долл. за баррель. И громких возражений со стороны США на закупки ими российской нефти вроде бы не звучало. После прекращения импорта «тяжелой» нефти из Венесуэлы заводы в Штатах, технологически настроенные на переработку именно такой нефти, «распробовали» российскую марку Urals.
Кстати, на отказ «Боинга» продавать нам и обслуживать свои самолеты может быть ответный запрет на поставки ему из России титана, которыми компания, по мнению аналитиков отрасли, дорожит. Ценят в США также наши редкоземельные металлы.
А недавно портал Autonews.ru со ссылкой на NBC News сообщил, что Россия — крупнейший мировой поставщик нескольких важных металлов, в том числе таких важных в производстве автомобилей, как никель и палладий. Главный автомобильный аналитик компании Guidehouse Insights Сэм Абуэльсамид тогда пояснил, что в случае введения Россией ответных санкций против Запада и ограничения поставок палладия автопроизводители будут вынуждены искать альтернативных поставщиков, иначе они не смогут выпускать машины с двигателями внутреннего сгорания.
Кое-что чувствительное для Запада можно поискать и в других областях, например в космической. Кажется, американцы так и не создали замену закупаемым у нас двигателям для ракет тяжелого класса.
Но это все, естественно, принесет потери и России. Главным ответом на санкционную войну должно стать активное и широкое импортозамещение, особенно в критически важных для страны отраслях.
Очевидно, что перезрела многоотраслевая проблема микрочипов и необходимо решить ее самим или в кооперации с заинтересованными партнерами.
Стоит вспомнить пример с отечественной разработкой среднемагистрального самолета МС-21, который скоро должен пойти в серию. Под нажимом США Южная Корея перестала поставлять в Россию композитные материалы для его крыла. Сегодня у нас есть собственное производство таких материалов. Поначалу импортный двигатель для этого лайнера тоже получил замену от российских инженеров и производителей. Проблему и с дальнемагистральным самолетом можно решить — соответствующий совместный с Китаем проект уже был представлен, видимо, теперь его реализацию активизируют.
Словом, истина известна: кризис открывает и возможности.