О случаях подачи нулевых уточненных деклараций по НДС неизвестными лицами, выдающими себя за уполномоченных лиц компании, широко заговорили еще в 2017 г. Однако суды так и не пришли к единому выводу, должны ли налоговики аннулировать данные из таких липовых уточненок.
В чем суть схемы
Представление неизвестными лицами нулевых уточненных деклараций по НДС за компанию, как правило, преследует цель устранения конкурента и создания для него негативного имиджа. Допустим, компания реализовывает контрагентам продукцию, выставляя им счет-фактуру с НДС. Обороты по реализации она отразила в первичной декларации по НДС. Предъявленный компанией налог контрагенты приняли к вычету. Но затем кто-то от имени компании подает в инспекцию нулевую уточненную декларацию. Возникает налоговый разрыв, и контрагентам компании со стороны налоговиков предъявляются претензии по поводу необоснованности заявленных ими вычетов НДС по сделкам с компанией. Результат — контрагенты больше не хотят работать с такой компанией.
Для подачи липовых уточненок за компанию используется поддельная доверенность, по которой злоумышленник является уполномоченным представителем компании. Как представитель, он подписывает уточненку своей ЭЦП и прилагает к ней копию доверенности (п. 5 ст. 80 НК РФ). Поскольку почерковедческая и иная экспертиза доверенности при приеме деклараций не проводится, копия поддельной доверенности проходит входной контроль и декларация считается представленной.
Последствия у компании
Обнаружив, что за нее кто-то сдал нулевую декларацию, компания обращается в инспекцию с просьбой аннулировать данные липовых уточненок. Но инспекторы обычно отказываются это делать, и часть судов их поддерживает.
Так, АС Поволжского округа в постановлении от 20.01.2022 № Ф06-13291/2021 по делу № А55-18466/2020 рассмотрел следующую ситуацию. Компания обнаружила, что за нее третьим лицом на основании доверенности были представлены уточненные декларации по НДС за III и IV кварталы 2019 г. Поскольку компания никакой доверенности не давала, она обратилась к налоговикам, чтобы те исключили из обработки данные уточненной декларации. Так как налоговики в этом отказали, компания обратилась в суд. Но суды трех инстанций указали, что редакция Налогового кодекса, действовавшая в спорный период, не предусматривает возможности аннулирования принятых налоговых деклараций налоговым органом, не регламентирует действий налогового органа в ситуации, когда руководитель организации отрицает подписание им налоговой декларации. При этом ст. 81 НК РФ налогоплательщику предоставлено право подачи уточненной налоговой декларации с целью сообщения о своих действительных налоговых обязательствах. Налоговый орган, в свою очередь, путем осуществления мероприятий налогового контроля вправе проверить правильность исчисления и уплаты налогов.
То есть, по мнению суда, компании следовало подать новую уточненную декларацию с верными показателями.
А вот АС Уральского округа в постановлении от 20.01.2022 № Ф09-9646/21 по делу № А60-14403/2021 пришел к иному выводу. Он рассмотрел похожую ситуацию, когда неустановленным лицом за компанию были поданы нулевые уточненные декларации по НДС за 2018—2020 гг. и инспекция отказалась их аннулировать.
Суды первой и апелляционной инстанций поддержали налоговиков, приведя те же доводы, что и суды в вышеприведенном постановлении АС Поволжского округа. Однако окружной суд с этим не согласился. Он указал, что сведения, содержащиеся в представленной налоговой декларации, должны быть достоверными. В данном случае судами установлено, что уточненные нулевые декларации были поданы неуполномоченным лицом и содержат недостоверные сведения. Внесение налоговым органом сведений из данных деклараций в соответствующие системы учета и отказ признать данные декларации неподанными нарушают права и законные интересы компании. Принимая во внимание особенности правового регулирования НДС, стадийность взимания данного налога, учет инспекцией недостоверных сведений нулевых деклараций, поданных неуполномоченным лицом, приводит как к нарушению прав самого налогоплательщика, так и к возможному нарушению прав и законных интересов его контрагентов. При разрешении спора следует исходить из того, что недостоверные сведения нулевых деклараций, поданных неуполномоченным лицом, не должны содержаться в системе учета налогового органа и что заявленные требования направлены на восстановление прав и законных интересов подателя жалобы. Окружной суд также отклонил ссылку налоговиков на техническую невозможность исполнить требование компании, поскольку согласно внесенным в ст. 80 НК РФ изменениям в полномочия налоговых органов входит признание налоговой декларации (расчета) непредставленной, если она подана неуполномоченным лицом.
Отметим, что Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ в ст. 80 НК РФ введен п. 4.1, который применяется в отношении налоговых деклараций (расчетов), представленных после 1 июля 2021 г. Согласно этой норме налоговая декларация (расчет) считается непредставленной, если при проведении камеральной налоговой проверки на основе такой налоговой декларации (расчета) установлен, в частности, факт ее подписания неуполномоченным лицом.
Как устранить угрозу
Обезопасить себя от мошенников компания может, подав в налоговый орган уведомление о запрете на представление налоговых деклараций по НДС уполномоченными лицами. Форма и формат такого уведомления приведены в письме ФНС России от 28.06.2021 № ЕА-4-15/9014@.
Уведомление заполняется в электронной форме законным представителем организации, который подписывает его усиленной квалифицированной электронной подписью и направляет в налоговый орган по месту регистрации организации по телекоммуникационным каналам через оператора электронного документооборота. Если в уведомлении проставлена отметка о запрете в приеме налоговых деклараций по НДС, с даты поступления уведомления будет формироваться отказ в приеме таких деклараций, подписанных не законным представителем налогоплательщика.