Еврокомиссия намерена сокращать импорт российских газа, нефти и угля ближайшие десять лет. Полное прекращение поставок наших углеводородов планируется осуществить к 2030 г. Резкий отказ от российских углеводородов, по мнению главы европейской дипломатии Жозепа Борреля, невозможен из-за их высокой доли в энергетическом балансе ЕС. К тому же поставщики энергоресурсов из других стран не торопятся увеличивать объемы их добычи.
Сегодня Россия является одним из ключевых поставщиков углеводородов на рынок Европейского союза. По итогам прошлого года наша страна обеспечила 45% поставок газа, Норвегия — 23%, Алжир — 12%, Соединенные Штаты — 6%, Катар — 5%.
В то же время Российская Федерация была крупнейшим поставщиком сырой нефти в ЕС, доля которого составила 27%, а угля — 46%.
К 2030 г. Евросоюз намерен постепенно сократить использование газа не менее чем на 155 млрд куб. м, что эквивалентно импорту из России в прошлом году.
Самые активные сторонники санкций против России считают, что страны ЕС смогут снизить зависимость от поставок газа из РФ на 100 млрд куб. м уже до конца 2022 г. При этом в нынешних сложных условиях государства Евросоюза могут компенсировать рост розничных цен на энергоносители наиболее уязвимым группам потребителей, домохозяйств и микропредприятий.
Более сдержанное мнение высказал руководитель европейской дипломатии Жозеп Боррель.
Он надеется, что ЕС не придется полностью отказываться от импорта углеводородов из России. Поскольку около 40% импорта газа в Евросоюз приходится на РФ, невозможно «просто заменить его за одну ночь».
Резкому сокращению поставок газа из России также мешает низкий уровень заполнения ПХГ. По данным Европейской ассоциации операторов систем хранения газа (Gas Infrastructure Europe, GIE), на 7 марта 2022 г. объем активного газа в ПХГ Европы на 22,1% (7,5 млрд куб. м) меньше прошлогоднего уровня.
Из ПХГ в Европе отобрано уже 49,5 млрд куб. м газа, что равняется 105,3% от объема, который компании смогли закачать в летний сезон 2021 г. Весь закачанный тогда газ (47 млрд куб. м) был выбран из ПХГ Европы еще 26 февраля нынешнего года, и потом начался отбор из запасов предыдущих лет.
В результате уровень заполненности ПХГ Европы на 7 марта текущего года составил 26,96% (для сравнения: на 3 марта 2022 г. показатель был немного выше 28%). К 7 марта нынешнего года ПХГ в Германии опустошены уже на 74,4%, во Франции — на 80,3%.
Между тем Евросоюз намерен к апрелю 2022 г. представить законопроект об обязательном заполнении ПХГ минимум на 90% к началу отопительного сезона (1 октября), что также потребует дополнительных объемов импорта.
Представленный немногим ранее план Международного энергетического агентства (МЭА) выглядит более реалистичным. Он также включает запрет на новые контракты с «Газпромом» и отказ от намеченного на 2022—2023 гг. вывода из эксплуатации атомных реакторов.
Такой подход поможет ЕС сократить импорт из России на 50 млрд куб. м (более чем на треть) в течение 2022 г. По данным агентства, поставки российского газа за октябрь 2021 г. — январь 2022 г. уже снизились на 14,4 млрд куб. м год к году. Одновременно поставки газа из США, Катара и других стран выросли на 7,4 млрд, 2,4 млрд и 4,6 млрд куб. м соответственно.
Реализации планов сокращения доставки газа из РФ в ЕС также мешает позиция поставщиков из других стран, в частности из Саудовской Аравии и ОАЭ. Они не торопятся наращивать добычу углеводородов, поскольку резко выросшие цены на нефть и газ позволяют им получать солидные доходы.